Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий.

К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на которые в силу технологических особенностей производства эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами.

К продукции и услугам естественных монополий относятся:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· производство электроэнергии и теплоэнергии и предоставление услуг по их передаче;

· железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов морских, речных портов и аэропортов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Повышение эффективности государственного регулирования цен, устанавливаемых естественными монополиями, - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед руководством страны, поскольку совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, именно для таких отраслей характерна высокая степень монополизации.

Основными законодательными актами в части регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий в Российской Федерации являются:

− Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995 г.;

− Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995г.,

− Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» № 140 от 12.02.1996 г.

Основными задачами государственного регулирования цен продукции естественных монополий является:

· обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);

· определение структуры тарифов для различных типов потребителей;

· стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.;

· управление развитием экономики в регионах.

Региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов электрической и тепловой энергии, заключаются в следующем:

· выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам РФ с целью обеспечения равномерного их развития;

· управление режимами энерго- и теплопотребления;

· стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременном, незапланированном снижении спроса на энергию;

· стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельных потребителей или их групп и соответственно регулирование экономической активности данных субъектов.

Государственное регулирование цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий - естественных монополистов можно осуществлять на основе следующих методов:

· установление фиксированных цен и тарифов;

· установление предельного уровня цен и надбавок, наценок (коэффициентов изменения цен);

· установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок;

· декларирование цен и тарифов в органах ценообразования при формировании свободных цен и тарифов.

Методы регулирования деятельности естественных монополий применяются к конкретному субъекту на основе анализа его деятельности, стимулирующей роли, в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки производства продукции.

Регулирование деятельности естественных монополий и контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафов за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии; сумма излишне полученной выручки изымается в бюджет; убытки, возникшие у потребителя в результате завышения цен, должны быть возмещены ему; при повторном нарушении дисциплины цен штраф берется в двойном размере.

Наши рекомендации