Характеристика объемов производства и реализации
Продукции, работ, услуг
Планирование – это определение цели и задач на определённый период времени, анализ способов, их реализация и ресурсного обеспечения.
Сущность планирования заключается в научном обосновании целей развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе выявления требуемых рынком видов, объёмов и сроков выпуска товаров, установлений таких показателей их производства и продаж, которые при оптимальном использовании ресурсов приведут к достижению ожидаемых количественных и качественных результатов.
План производства продукции – один из главных планов развития предприятия. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, численности работающих, фонд заработной платы в целом и по категориям, материально-технических ресурсах, сметы затрат на производство и т.д. Производственная программа, определяющая объём производства в номенклатурно-количественном выражении, является исходным и ведущим разделом плана производства.
Основа разработки производственной программы:
договора, заключённые с потребителями, портфель заказов, проект плана поставки продукции потребителям, действующий закон спроса и предложения на продукцию и услуги;
наличия производственных мощностей по выпуску каждого вида продукции;
возможность приобретения материальных ресурсов;
учёт состояния технической и технологической базы;
наличие кадрового потенциала.
Производственная программа рассчитывается отдельно для каждого из основных производств предприятия по выпускному оборудованию. Различают наличное, установленное, заправленное и работающее оборудование.
Наличное оборудование – оборудование, которое числится на балансе предприятия, независимо от его состояния и местонахождения.
Установленное оборудование – оборудование, которое установлено на фундаменте, подключено к системе энергоснабжения, как действующее, так и бездействующее по причинам ремонта; резервное оборудование, и оборудование, находящееся в консервации.
Заправленное оборудование – установленное оборудование, которое обеспечено сырьём, рабочей силой, вспомогательными материалами, и может в любой момент выпускать продукцию.
Работающее оборудование – та часть заправленного оборудования, которое обеспечивает выпуск продукции в запланированных объёмах.
На практике сначала определяется объём продукции по той части заправленного оборудования, которое было заправлено на начало планируемого периода. Затем определяется объём выпуска на оборудование, которое будет введено в течение планового периода. Потом определяется объём выпуска по той части оборудования, которое будет выведено из эксплуатации. Тогда планируемый объём будет равен сумме объёма продукции заправленного оборудования и объёма продукции введённого, за вычетов выбывшего.
Планирование ассортимента – перечень всех видов продукции, выпускаемых на предприятии, каждый из которых планируется отдельно. Ассортимент характеризуется удельными объёмами продукции одного и того же назначения, но отличающейся конкретными характеристиками. При планировании ассортимента рассматривается его ширина, глубина и жизненный цикл товара. Ширина ассортимента определяется количеством ассортиментных групп, глубина – количеством позиций в каждой ассортиментной группе. Ассортиментная группа – набор однотипных товаров. Ассортимент планируется на основании договора с потребителями, но исходя из особенностей предприятия. Чтобы продлить стадию зрелости, планируется модификация товара, рынка и маркетинговых средств.
Основные направления планирования структуры ассортимента:
модификация товара – повышение качества, совершенствование техноэкономических показателей, изменение внешнего вида;
модификация рынка – поиск новых рынков, поиск новых способов применения товара;
модификация маркетинговых средств – снижение цен, поддерживающая спрос реклама, улучшение после продажной поддержки.
Эффективная ассортиментная стратегия должна обеспечить стабильность объёма продаж и прибыли независимо от стадий жизненного цикла конкретных изделий. Реализация продукции тесно связана с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачиваются уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства.
Программа производства продукции ГП «ВСКГО» по объёму и ассортименту в стоимостном выражении за 2011 год представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Программа производства продукции ГП «ВСКГО» по объёму и ассортименту в стоимостном выражении за 2011 год
Наименование показателей | Ед. изм. | 2011 год | 1кв. | 2кв. | 3кв. | 4кв. |
1.Использование производственной мощности | % | |||||
2.Объём произведенной продукции: | млн.руб. | |||||
в том числе: | ||||||
швейные изделия | млн.руб. | |||||
венок ритуальный | млн.руб. | |||||
корзина ритуальная | млн.руб. | |||||
гробы н/о | млн.руб. | |||||
гроб обитый | млн.руб. | |||||
обелиски надгробные | млн.руб. | |||||
ограда металлический | млн.руб. | |||||
прочие | млн.руб. |
Составлено автором по данным организации
Планирование объёмов производства осуществляется с учётом возможности реализации всей производственной продукции (объём производства приравнивается к объёму реализации).
Программа производства продукции ГП «ВСКГО» в натуральном выражении на 2011 год представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Программа производства продукцииГП «ВСКГО» в натуральном выражении на 2011 год
Наименование показателей | Ед. изм. | 2011 год | 1кв. | 2кв. | 3кв.. | 4кв. |
1.Использование производственной мощности | % | |||||
2. Объём произведенной продукции: | шт. | |||||
в том числе: | ||||||
швейные изделия | шт. | |||||
венок ритуальный | шт. | |||||
корзина ритуальная | шт. | |||||
гробы н/о | шт. | |||||
гроб обитый | шт. | |||||
обелиски надгробные | шт. | |||||
ограда металлический | шт. | |||||
прочие | шт. |
Составлено автором по данным организации