Международные экономические организации, их категории функции, виды
Международные экономические организации–международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Особенности функционирования международных экономических организаций: система постоянно действующих органов, международная правосубъектность, т.е. способность иметь права или обязанности или приобретать их посредством своих действий.
Категории:
Межправительственные-
(межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства; обладают международной правосубъектностью.
Неправительственные-международные организации из объединения компаний, производителей, фирм и др. организаций.
Функции:
1. Регулирующие (наиболее важные). Состоят в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств- членов.
2. Контрольные. Состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях.
3. Оперативные. Заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет и роль непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляются консультационные услуги.
Классификация международных экономических организаций:
1. Межгосударственные универсальные организации (ООН, МВФ и др.) - объединяют большинство стран, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений.
2. Межгосударственные организации регионального характера (ОЭСР и др.) - многочисленные группы стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие форумом для обсуждения региональных проблем, предоставляющих взаимный интерес, для согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка, регулирующие отдельны отрасли производства товаров или услуг (ОПЕК и др.).
4. Полуформальные объединения типа «группы восьми».
5. Валютно-финансовые и кредитные организации:
5.1. Международныйвалютныйфонд (МВФ).
5.2. Группа Всемирного банка, включающая:
5.2.1. Международный банк реконструкции и развития (МББР).
5.2.2. Международную ассоциацию развития (МАР).
5.2.3. Международную финансовую корпорацию (МФК).
5.2.4. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
5.2.5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
5.3. Банк международных расчетов (БМР).
5.4. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
6. Торгово-экономические организации:
6.1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).
6.2. Всемирная торговая организация (ВТО).
6.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД.)
6.4. Международная таможенная организация (МТО).
6.5. Международная торговая палата (МТП).
7. Отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации:
7.1. Конференция ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
7.2.Продовольственная сельскохозяйственная организация
Объединенных Наций (ФАО).
7.3. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
7.4. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ).
7.5. Международная организация труда (МОТ).
3. Торгово – экономические организации
ГАТТ/ВТО
Всемирная торговая организация (С1995 г. - ВТО, до 1994 года – ГАТТ).Создана в1947 году на принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран – участниц. В 1948 году в ГАТТ входили 22 страны, а в настоящее время - 153 страны (в.т.ч. с 2001 г. и Китай), из них более 100 развивающихся. Из бывших республик СССР в состав ВТО входят Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран в 2007 году имели статус наблюдателя и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия). Высший орган – министерская конференция (проходит не менее одного раза в два года). Текущие вопросы решает Генеральный совет ВТО.
Доля стран – членов ВТО в мировом суммированном экспорте превышает 95%.
Отличия ГАТТ от ВТО заключаются в том, что ГАТТ – свод правил, многосторонние соглашения, имеющий небольшой секретариат. ВТО – постоянно действующая международная организация, действующая на основе соглашения ратифицированного странами – членами, и имеющей свой секретариат.
Переговорный процесс о вступлении любой страны в ВТО идет по двум направлениям:
1. Анализ внешнеторгового законодательства и практика его применения на предмет соответствия положениям ВТО.
2. Выработка протокола о тарифных уступках.
Исходная посылка, на которой строится договорно–правовая система ГАТТ:
стремление стран – членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентаций действий правительства по регулированию внешнеэкономической сферы.
Цели ГАТТ:
- ликвидация таможенных и других торговых ограничений в торговле товарами,
- устранение всех форм ограничений в мировой торговле,
- повышение реальных доходов и спроса, улучшение использования сырья, роста производства и торгового обмена.
Функции ГАТТ:
- воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли,
- создание форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;
Не входит в состав ООН, но поддерживает отношения со многими ее учреждениями.
Штаб – квартира располагается в Женеве.
Торговые переговоры в рамках ГАТТ
(всего 8 раундов многосторонних переговоров)
Место проведения переговоров | Годы | Основное содержание |
Женева (Швейцария) | Снижение таможенных тарифов | |
Эннеси (Франция) | Снижение таможенных тарифов | |
Торки (Великобритания) | 1950-1951 | Снижение таможенных тарифов |
Женева | 1955 -1956 | Снижение таможенных тарифов |
Женева Диллон – раунд. | 1961-1962 | Снижение таможенных тарифов |
Женева. Кеннеди-раунд | 1964-1967 | Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса |
Токио (Япония). Токио-раунд. Работа проходила в Женеве | 1973-1979 | Снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров |
Пунте-дель-Эсте (Уругвай).Уругвайский раунд. Работа проходила в Женеве. | 1986-1994 | Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ. Соглашение о создании Всемирной торговой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами |
В результате итоговых уругвайских переговоров средний уровень таможенных пошлин снизился до 3-5 % и был создан итоговый пакет договоренностей: 19 соглашений, 27 решений, 7 взаимопониманий, 3 декларации.
К ним относятся:
- генеральное соглашение по тарифам и торговле,
- генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС,
- соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС,
- соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер - ТРИМС,
Итоговые документы стали организационно – правовой основой создания ВТО.
Цели ВТО:
- рост торгового обмена товарами и услугами,
- сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле.
ВТО является постоянно действующей международной организацией, действующей на основе соглашения, ратифицированного странами – членами, и имеющий свой секретариат. На ВТО возложены функции регулирования торговли не только товарами, но и услугами. Практически все соглашения в рамках ВТО являются многосторонними и поэтому универсальными по характеру действия. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.
Принципы деятельности ВТО (сфера деятельности охватывает 4/5 мировой торговли):
-режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении экспортных, импортныхи транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов; торговля без дискриминации означает, что страны не должны предоставлять кому – либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам, по сравнению с иностранными;
- национальный режим с равным подходом к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- либерализация мировой торговли – проведение многосторонних переговоров и консультаций по снижению таможенных тарифов и устранению других припятствий на пути международной торговли;
- предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам; предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств, главным механизмом которой является связывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела.
Для выполнения общих целей и принципов под эгидой ВТО постоянно проводятся переговоры и консультации с целью противостоять протекционизму и содействовать устранению тарифных и нетарифных ограничений.
Правила ГАТС:
Первая часть. Соглашения определяет сферу его применения: все способы поставки услуг: меры центральных, региональных и местных государственных учреждений (любые законы, правила, процедуры, влияющие на покупку, продажу или использование услуги);
Вторая часть. Соглашения содержит общие обязательства стран – членов ВТО и правила торговли. Это предоставление РНБ и гласность регулирования торговли услугами, предоставление информации;
Третья часть. Соглашения устанавливает направление либерализации торговли услугами с составлением списков обязательств, облегчающих поставку иностранных услуг;
Четвертая часть. Соглашения рассматривает последующие мероприятия через пять лет по либерализации торговли услугами с целью расширения национальных списков специфических обязательств и частичного отзыва ранее сделанных;
Пятая часть. Соглашения регулирует организационные вопросы: порядок проведения обязательных консультаций, разрешения споров;
Шестая часть. Соглашения содержит пояснения терминов и понятий.
Вступление России в ВТО является приоритетом внешней экономической политики. Но для этого нужно решить множество технических вопросов, в том числе по защите рынка, чтобы этот шаг соответствовал реальным условиям российской экономики.
Вступление России в ВТО даст России выход в мировое рыночное пространство с получением права РНБ и защиты российских экспортеров от дискриминационных налогов и таможенных сборов, право свободы товарных транзитов; гарантий безопасности и страховки собственности российских предпринимателей на территории всех стран ВТО.
ЮНКТАД
ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, центральный координирующий орган ООН в области международной торговли (не является международной организацией в отличие от ВТО, которая является межправительственной организацией), основанный в 1964 году по инициативе развивающихся стран. Штаб – квартира находится в Женеве. Членов – 190, в.т.ч. Россия.
Цели:
- недискриминация развивающихся стран в мировой торговле,
- обеспечение торговли и развития развивающихся стран,
- рост потребления в развивающихся странах,
- деятельность на основе документов ООН,
- льготный режим для развивающихся стран,
- решение вопросов внешней задолженности,
- финансирование проектов развития,
- передача технологий развивающимся странам.
Конференция вырабатывает рекомендации, заявления, принципы организационно – правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений, участвует в координации деятельности других учреждений ООН в области экономического развития.
Решения конференции не носят юридически обязательного характера, но играют большую роль в формировании общественного мнения. Создана «Группа 77», которая борется за установление НМЭП (нового международного экономического порядка).
МТП
МТП– международная торговая палата - неправительственная организация. Основана в 1919 году. Россия вступила в 2003 г. Имеет консультативный статус ООН.
Цель:
- содействие развитию и защита предпринимательства.
МТО
МТО– международная таможенная организация. Учреждена в 1952 году. Объединяет 139 государств, в.т.ч. Россию и бывшие союзные республики. Главная задача – разработка и распространение единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Внимание уделяется модернизации таможенной службы и совершенствованию таможенного дела. В этот вопрос большой вклад внесла Конвенция Киото и Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанных в рамках МТО для упрощения таможенных процедур.