Анализ ассортимента и структуры выпуска продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура произ­водства и реализации продукции. .

При формировании ассортимента и структуры выпуска про­дукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой— наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологичес­ких, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоря­жении.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей поку­пателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевре­менных мер по внедрению новых более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.

Анализ ассортимента и структуры выпуска продукции - student2.ru

При определении фактического выпуска продукции , зачтенного в выполнение плана по ассортименту, продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не учитывается.

Пример:

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Процент выполнения плана     Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. грн.    
    план факт
А 28 800 25 200 87,5 25 200
В 33 600 33 264 99,0 33 264
С 19 200 22 176 115,5 19 200
Д 14 400 20 160 140,0 14 400
Всего 96 000 100 800 105,0 92 064

Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% ( 92 064 / 96 000x100).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут как внешние, так и внутренние; К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от предприятия причинам.

Внутренние причины— недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре — зна­чит сохранить в фактическом выпуске продукции за­планированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влия­ние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимост­ной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении воз­растает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответствен­но при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Наши рекомендации