И субъектов РФ

Основным механизмом государственной социально-экономической политики является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

В соответствии с определением, содержащемся в Бюджетном Кодексе РФ (далее – БК РФ), бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство РФ — это организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные, подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы их взаимосвязи. Бюджетное устройство РФ определяется административно-территориальным устройством страны.

Бюджетное устройство включает в себя:

- бюджетную систему;

- принципы построения бюджетной системы;

- бюджетную классификацию РФ;

- бюджетный процесс РФ.

Бюджетное устройство регулируется нормами бюджетного права, в том числе бюджетным законодательством.

В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Практическое введение в действие Кодекса произошло с 01.01.2000 г. После этой даты многие «старые» бюджетные законы утратили силу либо применяются в части, не противоречащей БК РФ.

Как установлено в ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относят отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

- государственных и муниципальных заимствований,

- регулирования государственного и муниципального долга,

- составления и рассмотрения проектов бюджетов,

- утверждения и исполнения бюджетов,

- контроля за их исполнением,

- осуществления бюджетного учета,

- составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Федеральный бюджет на 2008 г. и период до 2010 г. впервые сформирован и исполняется на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.

Наши рекомендации