Порядок представления аудиторского заключения клиенту
Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней.
Информация, которую следует сообщать руководству аудируемого лица и представителям его собственника, должна отражать:
1)общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица; 2) выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица; 3)возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств); 4) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, гак и не осуществленные аудируемым лицом; 5) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность; 6) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет; 7) предполагаемые модификации аудиторскою заключения;8) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемого липа, а также случаи недобросовестных действий руководства); 9) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре об оказании аудиторских услуг (письме о проведении аудита).
Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:
• сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в рез-те аудита; • аудит финн. (бух.) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, кот. м. представлять интерес для управления аудируемым лицом.
В целях своевременною сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации. В опред. случаях в связи с необх-тью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.
Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. Зависит это от: • размера, структуры, организационно-правовой формы и технического обеспечения аудируемого лица; • характера, важности и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом; • существующей договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов; • принятых аудитором форм взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.
Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нес получателей информации. Такие документы могут иметь форму копий протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица.