Особенности современного развития государственных финансов Тверской области
Особенности современного развития государственных финансов Тверской области, проблемы и перспективы.
Выполнила:
студентка группы ФР 3-3
Смирнова Т.С.
Проверил:
доц. Чернов А.Ю.
Москва 2016
Содержание:
1. Характеристика региона....................................................................... 3
2. Особенности современного развития государственных финансов Тверской области................................................................................................... 4
3. Проблемы государственных финансов Тверской области................. 7
4. Перспективы развития государственных финансов Тверской области 9
5. Приложение........................................................................................... 11
6. Список источников................................................................................ 16
Характеристика региона
Тверская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Центрального Федерального округа и граничит с такими областями, как Московская, Ярославская, Вологодская, Новгородская, Смоленская и Псковская.
Город Тверь - административный центр Тверского региона. Область включает 8 городских округов (6 городов и 2 закрытых административно-территориальных образования); 35 муниципальных районов; 43 городских поселения; 265 сельских поселений. Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 304 067 чел. (2016 г.). Городское население составляет 75.84 % (2015 г.).
Основой экономики региона являются промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, формирующие около двух третей валового регионального продукта Тверской области.
Важной особенностью экономической специализации Тверской области является высокий уровень индустриализации. Стоит отметить малое и среднее предпринимательство, оказывающее значительный вклад в развитие экономики Тверской области. В регионе осуществляют деятельность около 54 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.
В числе конкурентных преимуществ Тверской области необходимо выделить следующие:
- развитая транспортная инфраструктура представлена сетью федеральных и муниципальных автомобильных и железнодорожных путей;
- инвестиционный потенциал региона. Порядка 70-и инвестиционных проектов заявлено к реализации в различных отраслях экономики с общим объемом инвестиций более 165 млрд. рублей, количеством создаваемых рабочих мест – около 18 тысяч.
- туристический потенциал. Тверской регион является одним из центров туризма в Центральном федеральном округе и занимает одно из первых мест в России по количеству памятников истории и культуры.
- высокий уровень трудовых ресурсов области. Система образования в регионе представлена высшими государственными и негосударственными учебными заведениями, учреждениями среднего профессионального образования.
Особенности современного развития государственных финансов Тверской области.
Говоря о текущем финансовом состоянии Тверской области, стоит отметить, что по итогам 2015 года приоритетом бюджетной политики региона стало выполнение всех социальных обязательств области, сохранение финансовой стабильности в изменившихся экономических условиях. Подводя итоги исполнения областного бюджета, отмечаем, что доходная часть областного бюджета исполнена в сумме 50 042 млн. руб. или на 100 % к годовым назначениям, утвержденным законом о бюджете.
В истекшем году сохранилась положительная динамика роста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Тверской области.
В декабре 2015 года сверх плановых назначений поступили из федерального бюджета дополнительно распределенные дотации в общей сумме 812 млн. руб., из них 160 млн. руб. – за наилучшие результаты по социально-экономическому развитию территорий.
Исполнение областного бюджета по расходам за 2015 год сложилось на уровне 49 833 млн. руб. или 95 % к годовому плану.
Часть неиспользованных в 2015 году бюджетных ассигнований, например остатки дорожного фонда, неоплаченные работы (товары, услуги), которые будут выполнены (поставлены, оказаны) в 2016 году, согласно бюджетному законодательству будут включены в бюджет 2016 года.
По итогам 2015 года бюджет региона исполнен с профицитом (209 млн. руб.).
Однако, обращаясь к анализу консолидированного бюджета Тверского региона, стоит отметить, что по данным на 2015 год бюджет исполнен с дефицитом порядка 438 млн.руб. Анализируя динамику исполнения консолидированного бюджета Тверской области за 2004-2015 гг., не сложно заметить, что тенденция дефицитного бюджета характерна для региона, начиная с 2009 года (см.приложение рис.1). Конечно, такая тенденция является поводом для беспокойства, так как увеличение дефицита бюджета влечет за собой рост государственного долга Тверской области, который последние годы продолжает увеличиваться. Думается, что именно рост госдолга является одной из наиболее значимых проблем Тверского региона, требующей незамедлительного решения. В противном случае Тверская область может стать одним из регионов-банкротов.
Переходя к анализу бюджета Тверской области по доходам, стоит отметить, что по данным на 01.01.2016 наибольшую долю в доходах бюджета (консолидированного и областного) за прошедший год составляют доходы от налога на прибыль, а также безвозмездные поступления (см. приложение рис. 2). Отметим, что именно налоговые поступления играют значительную роль в формировании доходов бюджетов различных уровней. Обращаясь к историческим данным, касающимся динамики поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в рассматриваемом регионе, отметим, что данный показатель имеет положительную динамику на протяжении 2004-2014 гг. Другими словами, наблюдается постоянный рост налоговых доходов, что проиллюстрировано на рисунке 3 (см. приложение рис.3). Говоря о налогах, стоит затронуть и такой показатель, как задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ. Анализируя динамику данного показателя, наблюдаем весьма интересную тенденцию (см.приложение. рис.4). В отличие от динамики поступления налогов, имеющих тенденцию постоянного роста, данный показатель не характеризуется такой постоянностью. В период с 2004 по 2011гг. надблюдается тенденция уменьшения задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ. Однако начиная с 2012 г. данный показатель имеет тененцию к росту, что является отрицательным моментом, так как именно налоги являются одним из основных источников доходной части бюджета.
Тем самым, на основании данных, полученных из анализа налоговых поступлений, делаем вывод о том, что несмотря на положительную динамику поступления налогов, сборов и иных платежей, в Тверском регионе в последние годы наблюдается тенденция роста задолженности по налогам, сборам и иным платежам в бюджетную систему РФ, что нельзя считать положительным результатом.
Обращаясь в анализу расходов бюджетов Тверского региона, отметим, что по данным на 01.01.2016 наибольшую долю в совокупных расходах за прошедший год занимают расходы на образование, здравоохранение, социальную политику и национальную экономику. Напротив, на расходы на СМИ, культуру и кинематограф, физкультуру и спорт, а также расходы на охрану окружающей среды занимают значительно меньшую долю в совокупных расходах данного региона. Анализируя расходы региона в разрезе отдельных групп, отметим, что расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную экономику, образование, социальную политику в период с 2007 по 2015гг. имеют тенденцию к росту. Напротив, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды в рассматриваемом периоде снижаются. (см приложение рис.5, рис.6 ).
Интересен анализ расходов бюджета в разрезе государственных программ Тверской области. Отметим, что в данном регионе реализуется большое количество государственных программ, которые объединяются в три основных направления: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Эффективное государство». Так, например, государственная программа «Здравоохранение Тверской области» на 2015-2020гг. по данным на 6.03.2016 выполнена на 18.81%; государственная программа "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области" на 2016 – 2021 гг. на 11,13%. (см приложение рис.7, рис.8, рис.9). В целом, показатели реализации государственных программ региона удовлетворительные, однако, думается, что, органами государственной власти региона ведется не достаточно активная работа по реализации программ, о чем свидетельствует невысокий процент исполнения, что, несомненно, является недостатком работы органов государственной власти.
Ранее отмечалось, что консолидированный бюджет Тверской области в 2015 г. исполнен с дефицитом. Принимая во внимание данное обстоятельство, выделим основные источники финансирования бюджетного дефицита Тверского региона. К ним относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ, а также иные источники финансирования дефицитов бюджетов. По данным на 01.01.2016г. размер источников финансирования бюджетного дефицита составляет 138779 тыс. рублей.