Виды тендерных торгов, их характеристика. Основные этапы и процедуры проведения тендерных торгов. Электронные торги в РБ
Колосей Ирина, Маркова Галина ДГС-2, 2 курс
Как известно, тендер — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Классифицировать торги позволяют определенные признаки, их объединяющие. По кругу участников тендерные торги бывают: закрытые; открытые; специализированные с ограниченным участием.
Закрытые торги характеризуются персональным приглашением от компании-организатора каждого из потенциальных участников. Конечно, выбор участников зависит от многих критериев – репутация, рейтинг и имидж. Потому крупные компании уделяют так много внимания материалам о себе в СМИ, корпоративным сайтам, участию в различных выставках или конференциях.
Список участвующих никогда не разглашается. В первую очередь это делается с целью исключения возможного сговора между участниками.
Открытый тендер – это когда заказчик ждет всех, кто захочет посетить торги. Сообщение о проведении конкурса распространяется при помощи различных источников (информационные бюллетени, официальные сайты и так далее). Конкурсная документация зачастую распространяется бесплатно или же за плату, не превышающую расходы на ее создание. Проводить открытый конкурс может как сам заказчик, так и организация, в которую он обратился.
Специализированные тендеры с ограниченным участием– это, по сути, закрытые торги, но точное количество участников в них не определено, так как оно может варьироваться. Участие в них ограничено определенными правилами. К примеру, допускаются к участию лишь граждане того государства, в котором он проводится.
По возможности изменений конкурсных требований тендеры классифицируют на следующие виды: одноэтапные, двухэтапные. Также тендерные торги классифицируют по процедуре допуска: с квалификационным оборотом и без него; по географическому признаку: международные, национальные, местные; по процедурам выбора: обычные, упрощенные.
Классификация торгов по их предмету:
1. Торги на поставку товаров применяются при закупке промышленной или иной товарной продукции для нужд государственного и частного секторов. Предметом торгов являются разработка, изготовление, доставка оборудования. Участники торгов – Заказчик (Закупщик) и Поставщики.
2. Торги на выполнение работ известны как подрядные торги и применяются при необходимости найма подрядчиков для выполнения строительных или строительно-монтажных работ и оказания сопутствующих услуг. Участники торгов – Заказчик и подрядчики.
3. Торги на оказание услуг направлены на привлечение инженерных, юридических, финансово-экономических и прочих услуг, необходимых для выполнения отдельных задач проектов развития, связанных с различными исследованиями, технико-экономическими, экологическими и прочими экспертизами. Участники торгов – Заказчик и Консультанты.
Несмотря на то, что торги различаются предметами закупок, объёмами контрактов, участниками, суть тендера, основные правила и процедуры его проведения едины.
Основные этапы проведения конкурсных торгов:
1. Разработка конкурсной документации (досье конкурса). Конкурсная документация – комплект документов, содержащих информацию, позволяющую претенденту принять решение об участии в торгах и подготовить тендерные предложения (оферты), а также правила и процедуры проведения тендера.
2. Извещение о торгах (конкурсная публикация, приглашение на участие). Широкая, полная и заблаговременная информация даёт возможность представить предложение максимальному числу лиц, при этом обеспечивается гласность и прозрачность. Тендеру может предшествовать предварительный квалификационный отбор, который проводиться по следующим параметрам:
· Опыт проведения аналогичных работ;
· Наличие необходимых производственных мощностей;
· Финансовое положение;
· Репутация.
Решение о допуске претендента к участию в конкурсе выносится конкурсной комиссией путём простого голосования.
3.Подготовка и подача торговых предложений (оферта).Одновременно с подачей предложений вносят гарантийный залог в любой приемлемой для заказчика форме, оговоренной в конкурсной документации.
4. Оценка предложений и присуждение контракта. Потенциальных победителей торгов упорядочивают, что позволяет резервировать поставщиков в случае отказа победителя от заключения договора.
5. Заключение контракта.
6. Подведение итогов, составление статистической отчётности.
Согласно статье 41 «Понятие электронного аукциона и случаи его применения» закона Республики Беларусь№ 419-З«О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: электронный аукцион – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках.
Электронные аукционы имеют бесспорные преимущества перед традиционными видами торгов. Среди них: конфиденциальность участников торгов, отсутствие территориальных ограничений, прозрачность и открытость процесса закупок, экономия бюджетных средств и сокращение времени на подготовку документов, организацию и проведение торгов, высокий уровень безопасности и защиты информации.
30 декабря 2010 года Президент Беларуси подписал Указ № 708 «О проведении электронных аукционов», согласно которому госзакупки товаров (работ, услуг) могут проводиться на аукционах посредством электронных торгов с понижением цены.
Электронные аукционы проводятся на 2 площадках — на Белорусской универсальной товарной бирже и Национальном центре маркетинга. Для участия необходимо получить сертификат открытого ключа электронной цифровой подписи в удостоверяющем центре Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен и аккредитоваться на одной из аукционных площадок.
Освоение практики участия белорусских предприятий в электронных аукционах — это еще один способ продвижения отечественных товаров и услуг на рынок стран-участников Таможенного союза.