Выполнение Государственного бюджета Украины
Следующим шагом после составления и утверждения Государственного бюджета является выполнение бюджета и контроль за его ходом.
Во исполнением бюджетов следует понимать обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного, полного и непрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий. Исполнение бюджета имеет целью обеспечить поступления доходов и финансирования расходов в пределах утвержденных бюджетов.
Обеспечивает выполнение Государственного бюджета Украины Кабинет Министров Украины. Общую организацию и управление выполнением Государственного бюджета Украины, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета осуществляет Министерство финансов Украины.
Контроль за выполнением Государственного бюджета Украины осуществляет Верховная Рада Украины.
Государственный бюджет Украины выполняется за росписью. Согласно Бюджетный кодекс, бюджетная роспись - это документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирования бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года в соответствии с бюджетной классификации. Он утверждается Министром финансов Украины соответственно бюджетных назначений, установленных в законе о Государственном бюджете Украины, в месячный срок после вступления в силу законом о Государственном бюджете Украины.
На основе составленных росписей доходов и финансирования Управление государственного бюджета и бюджетной политики Минфина рассчитывает предельные помесячные объемы ассигнований общего фонда государственного бюджета за соответствующими структурными подразделениями Минфина и подает им вместе с разъяснениями.
Руководствуясь разъяснениями соответствующие структурные подразделения Минфина определяют главным распорядителям помесячные объемы ассигнований общего фонда в разрезе бюджетных программ или в целом главному распорядителю по тем бюджетным программам, которые принадлежат к соответствующего структурного подразделения. Вместе с лимитными справками о бюджетных ассигнованиях объемы ассигнований представляются в Управление государственного бюджета и бюджетной политики Минфина, которое сводит полученные данные, Составляет обобщенную лимитную справку по каждому главным распорядителем с определением помесячных объемов ассигнований главному распорядителю в целом и доказывает все лимитные справки каждому главному распорядителю.
Главные распорядители при участии распорядителей низшего уровня согласно полученными лимитными справками уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований и подают соответствующим структурным подразделениям Минфину возведены проекты этих документов для проверки их соответствия показателям лимитных справок. Структурные подразделения Минфина отслеживают подготовку главными распорядителями материалов к росписи, обеспечивают своевременное представление этих материалов Минфина, анализируют указанные материалы, вносят при необходимости к ним коррективы и подают Управлению государственного бюджета и бюджетной политики Минфина свои предложения относительно включения их в росписи.
Управление государственного бюджета и бюджетной политики Минфина сводит полученные от структурных подразделений Минфина материалы, вносит при необходимости коррективы и подает роспись на утверждение Министру финансов Украины.
Оригинал утвержденного расписания передается в Государственный казначейства Украины, копия направляется Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в него изменения.
Государственное казначейство в течение трех рабочих дней после утверждения росписи доказывает главным распорядителям извлечение росписи, которые являются основанием для утверждение в установленном порядке смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств.
Министр финансов Украины на протяжении бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначению. Лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения можно осуществлять любые бюджетные обязательства и платежи.
Бюджетное назначение - полномочия, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным кодексом, законом о Государственный бюджет Украины или решением о местном бюджете, который имеет количественные и временные ограничения и разрешает предоставлять бюджетные ассигнования.
Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете. Все бюджетные назначения утрачивают силу после окончания бюджетного периода, за исключением тех случаев, когда отдельным законом предусмотренные многолетние бюджетные назначения.
Выполнить бюджет по доходам означает мобилизовать поступления налогов, сборов (обязательных платежей) и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с действующим законодательством.
Прогнозирование и анализ доходов бюджета осуществляет Министерство финансов Украины. Оно имеет исключительное право предоставления отсрочек по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) на условиях налогового кредита по представлениями органов взыскания на срок до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода.
Для осуществления непредвиденных расходов, не имеющих постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета формируется резервный фонд бюджета. Резервный фонд бюджета не может превышать одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.
Бухгалтерский учет всех поступлений, принадлежащих Государственному бюджета Украины, ведет Государственное казначейство Украины. По представлению органов взыскания оно также осуществляет возврат средств, которые были ошибочно или чрезмерно зачисленные в бюджет.
Органы взыскания обеспечивают своевременное и в полном объеме поступления в государственный бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов в соответствии с законодательством.
Налоги, сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет Государственный бюджет Украины и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскание. Эти поступления признаются зачисленными в доход государственного бюджета с момента зачисления на единый казначейский счет государственного бюджета.
Выполнить бюджет по расходам означает профинансировать расходы, предусмотрены в бюджете, согласно бюджетной росписи.
Стадиями выполнения Государственного бюджета Украины за расходами признаются:
- Установление бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
- Утверждение смет распорядителям бюджетных средств;
- Взятие бюджетных обязательств;
- Получение товаров, работ, услуг;
- Осуществление платежей;
- Использование товаров, Работ и услуг на выполнение бюджетных программ.
Согласно утвержденной бюджетной росписи распорядители средств Государственного бюджета Украины получают бюджетные ассигнования, которые есть основанием для утверждения смет. Смета бюджетных учреждений является основным плановым документом, который предоставляет полномочия бюджетной учреждении по получению доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на бюджетный период в соответствии с бюджетных назначений.
Государственное казначейство Украины осуществляет контроль за соответствием смет распорядителей бюджетных средств росписи Государственного бюджета Украины. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и проводят расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. По Бюджетному кодексу:
Бюджетное ассигнование - полномочия, предоставленное распорядителю бюджетных средств соответственно бюджетному назначению на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе выполнения.
Бюджетное обязательство - любое осуществленное в соответствии с бюджетного ассигнования размещения заказа, заключение договора, приобретения товара, услуги или осуществления других аналогичных операций течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.
Любые обязательства, взятые физическими и юридическими лицами за средствами Государственного бюджета Украины без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий не считаются бюджетными обязательствами. Расходы государственного бюджета на покрытие таких обязательств не могут осуществляться.
После получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства распорядитель бюджетных средств принимает решение об их оплате и подает поручение на осуществление платежа органа Государственного казначейства Украины.
Государственное казначейство Украины осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств в случае:
- Наличия соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения Государственного бюджета Украины;
- Соответствие направлений расходования бюджетных средств бюджетном ассигнования;
- Наличия у распорядителей бюджетных средств неиспользованных бюджетных ассигнований.
Бухгалтерский учет всех операций относительно выполнения Государственного бюджета Украины осуществляют органы Государственного казначейства Украины. Этот учет должен отображать все активы и обязательства государства.
Реально процесс исполнения бюджета намного сложнее и более детализированный.
На уровне бюджетной единицы или распорядителя средств бюджета (Конечного потребителя бюджетных средств) достаточно четко прослеживаются такие этапы:
- Доведение объемов бюджетных назначений;
- Доведение гарантированных лимитов финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования), В пределах которых бюджетная единица (распорядитель средств) получает право брать на себя финансовые обязательства по выплате денежного содержания персонала или по заключению соглашений и договоров с поставщиками и подрядчиками;
- Объемы фактически заключенных сделок (в пределах предоставленных прав по финансовыми поручениями.
- Объемы осуществленных авансовых платежей по заключенным договорам;
- Сумма счетов, предъявляемых к оплате и объемы других необходимых выплат;
- Сумма средств, которая должна быть выплачена после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления загробной платы и других видов денежного содержания;
- Сумма фактического перечисления бюджетных средств со счета (Списание по бюджету, адекватное кассовому расходам).
Но, поскольку плановые показатели, лежащие в основе сформированного бюджета, как правило, отличаются от фактического их значения, казначейство должен заниматься секвестрацией. (Секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени до окончания текущего бюджетного года).
В статье 54 Бюджетного кодекса говорится о секвестрирования государственного бюджета и предполагается, что такие же полномочия предоставляются местным органам. В случае если по результатам месячного отчета о выполнении общего фонда государственного бюджета окажется, что полученных поступлений недостаточно для осуществления бюджетных ассигнований согласно бюджетных назначений с учетом предельного уровня дефицита (профицита), утвержденного законом о Государственном бюджете Украины, Министерство финансов Украины устанавливает временное ограничение ассигнований общего фонда Государственного бюджета Украины. Если квартальные отчеты зафиксируют нехватку поступлений на уровне свыше 15% бюджетной росписи на соответствующий период, Министерство финансов уполномочено подготовить изменения в государственный бюджет относительно секвестрации.
Кабинет Министров Украины, рассмотрев эти предложения, подает в Верховную Рады Украины разработан на их основе проект закона о внесении изменений в закона о Государственном бюджете Украины не позднее двух недель со дня подачи предложений Министром финансов Украины.
Верховная Рада Украины принимает решения относительно указанного проекта закона относительно сокращения расходов Государственного бюджета Украины в двухнедельный срок со дня соответствующего представления Кабинетом Министров Украины.
До принятия Верховной Радой Украины соответствующего решения расходы производятся с учетом временных ограничений бюджетных ассигнований, установленных Министерством финансов Украины.