Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Кафедра гражданского права и процесса

Рег. № ____________________

«____»______________2011 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по МР и ЗО НГУЭУ

_____________Т.А.Половова

«___»_____________ 2011 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЧАСТЬ 1

ПРАВОВЕДЕНИЕ

по направлению: 080100 ЭКОНОМИКА

по профилям: финансы и кредит; налоги и налогообложение; бухгалтерский учет; статистика; мировая экономика; экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника: «бакалавр»

Новосибирск 2011

Методическое руководство разработано

Холмовой Еленой Геннадьевной, к.ю.н., доцентом кафедры гражданского права и процесса ______________________

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

Зав.библиотекой _______________________________________ Н.Ю.Долгова

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической

работы ______________________________________________________________

[Ф.И.О.]

Утверждено на заседании кафедры Гражданского права и процесса

(протокол от «23» июня 2011 г. № 10).

Заведующий кафедрой

к.ф.н. ____________________ Л.Л. Леонова

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2011

О Г Л А В Л Е Н И Е

Раздел 1. Методические указания по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям ………………………………………….………….. 4

1.1. Содержание практических (семинарских) занятий ……………..……..4

Тема 1.3 Право: понятие, функции. Источники права, система

права, правовая норма………………………………………..……………. 4

Тема 2.2. Некоторые типичные субъекты и объекты гражданского

права ……….…………………………………………………………………5

Тема 2.3. Гражданско-правовая сущность сделок……………………...... 6

Тема 2.5. Право собственности и иные вещные права………….….……. 7

Тема 2.7.Договорные обязательства: договоры купли-продажи,

аренды и подряда…….……………………………………………….….….. 8

Тема 4.1. Трудовой договор …………………..…………..………………… 9

Список библиографических источников для подготовки к практи-

ческим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины….…. 10

1.2. Инструменты и критерии оценки результативности подготовки

студентов к практическому (семинарскому) занятию……………….……. 12

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины ……….13

Материалы для самопроверки знаний ……………………………………....14

Раздел 3. Методические указания по подготовке к промежуточной

аттестации ………………………………………………………………….….30

3.1. Список вопросов для подготовки к экзамену …......……………….….. 30

3.2. Общие положения проведения экзамена………………….………….…33

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Содержание практических (семинарских) занятий.

Практические (семинарские) занятия по учебной дисциплине «Правоведение» проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры Гражданского права и процесса 23июня 2011 г. (протокол № 10).

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к практическому (семинарскому) занятию по учебной дисциплине «Правоведение».

1. Проработать конспект лекций.

2. Изучить нормативные правовые акты, содержащие регулирование отношений, соответствующих теме практического занятия (семинара).

3. При необходимости обратиться к источникам основной и дополнительной литературы, рекомендованной по каждой теме учебной дисциплины.

4. Подготовить устный ответ на вопросы, входящие в структуру содержания практического занятия (семинара).

5. Решить предложенную к занятию ситуационную задачу и/или выполнить другое задание к занятию.

6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Содержание практических (семинарских) занятий по темам:

Тема 1.3 Право: понятие, функции. Источники права, система права, правовая норма

Вопросы, рассматриваемые на практическом (семинарском) занятии:

1. Понятие права.

2. Норма права.

3. Функции права.

4. Источники права: понятие и виды.

5. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

6. Система права. Правовая норма, институт права, отрасль права.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ по каждому вопросу занятия.

2. Законспектировать нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие права человека и гражданина.

3. Подготовиться к участию в беседе на тему «Роль права в жизни общества».

Для участия в беседе необходимо изучить соответствующие источники. Участие в беседе предполагает наличие у студентов собственной позиции по следующим вопросам:

a) существует ли необходимость правового регулирования общественных отношений;

b) какие из имеющихся в действующем российском законодательстве норм регулируют общественные отношения наиболее оптимально;

c) какие нормы требуется принять или изменить.

Тема 2.2. Некоторые типичные субъекты и объекты

гражданского права

Вопросы, рассматриваемые на практическом (семинарском) занятии:

1. Понятия «физическое лицо» и «гражданин».

2. Правоспособность граждан.

3. Дееспособность граждан.

4. Понятие и признаки юридического лица.

5. Виды юридических лиц.

6. Основные организационно-правовые формы юридических лиц.

7. Понятие объектов гражданского права.

8. Виды объектов гражданских прав.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ по каждому вопросу занятия.

2. Составить схемы:

· «организационно-правовые формы юридических лиц»; ГК РФ пар.2

· «виды объектов гражданских прав». Ст. 128

3. Подготовиться к разбору ситуации профессиональной деятельности:

Требуется выбрать оптимальную организационную правовую форму для создаваемого юридического лица, с учетом следующих условий:

- деятельность юридического лица будет направлена на извлечение прибыли;

- создают юридическое лицо три человека, только один из которых будет непосредственно работать;

- все трое хотели бы иметь возможность участия в решении наиболее важных вопросов деятельности предприятии и в осуществлении финансового контроля. ООО 3 учредителя и 1 директор

Тема 2.3. Гражданско-правовая сущность сделок

Вопросы, рассматриваемые на практическом (семинарском) занятии:

1. Понятие сделки. Ст 153

2. Виды сделок. 154

3. Условия действительности сделок. 159.160

4. Недействительные сделки. 166

5. Последствия признания сделки недействительной. 167

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ по каждому вопросу занятия.

2. Составить схему «Условия действительности сделки».

3. Подготовиться к разбору ситуаций профессиональной деятельности: Виктор М. (16 лет) работает в коммерческой организации. На свою зарплату он купил себе велосипед, а через некоторое время решил его продать и купить новый костюм. Подыскав покупателя, Виктор продал велосипед, но деньги сразу не получил, покупатель обязался уплатить деньги за велосипед в течение двух месяцев. Мать Виктора, узнав об этой сделке, стала опасаться, что Виктор останется без велосипеда и без денег. Она обратилась к покупателю с требованием возвратить велосипед. Как покупатель, так и Виктор заявили матери, что она не имеет права указывать сыну как поступать с его вещами, приобретенными на заработанные деньги. Ст. 21 дееспособность с 18 лет.

Вопросы по предложенной ситуации:

a) действительна ли сделка, совершённая Виктором?

b) как должен быть разрешен спор?

Тема 2.5. Право собственности и иные вещные права

Вопросы, рассматриваемые на практическом (семинарском) занятии:

1. Понятие права собственности. П1 ст. 209

2. Содержание права собственности (правомочия владения, пользования и распоряжения). 209

3. Формы собственности (частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность). 214,215,216

4. Приобретение права собственности. 14 гл

5. Прекращение права собственности. 15 гл

6. Защита права собственности. 20 гл.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ по каждому вопросу занятия.

2. Составить схемы:

a) «Содержание права собственности»; ст. 209 п.1

b) «Объекты права собственности». 129

3. Подготовиться к разбору изложенной ниже ситуации профессиональной деятельности.

Собственники двух соседних земельных участков обратились к юристу с просьбой помочь решить возникший между ними спор. Собственник первого участка многие годы проходил по второму участку к реке, добраться до которой иным путем было затруднительно из-за оврага с одной стороны и глухого забора, огораживающего производственный объект – с другой стороны. В текущем году собственник второго земельного участка решил осуществить пересадку растений на своем участке, при этом наиболее удобной для посадки ему представляется именно та часть участка, по которой ходит его сосед. Чтобы предотвратить вытаптывание растений соседом, собственник второго участка загородил проход в общей изгороди и предупредил соседа, что ходить там, где тот ходил ранее, больше нельзя. Сосед (собственник первого участка) был возмущен таким решением и напомнил, что долгие годы они жили как добрые соседи, в частности, собственник второго участка регулярно собирал и использовал для своих нужд плоды, упавшие на его участок с дерева, растущего на первом участке.

Вопросы к ситуации:

a) имеет ли право собственник первого участка проходить по второму участку; да только в случае сервитута ст 274 сервитут

b) имеет ли право собственник второго участка собирать плоды, выращенные собственником первого участка; нет

c) осуществляя указанные действия (проход и собирание плодов), должны ли соседи что-либо платить друг другу. нет

Тема 2.7. Договорные обязательства: договоры купли-продажи, аренды и подряда

Вопросы, рассматриваемые на практическом (семинарском) занятии:

1. Понятие договора.240 п 1

2. Содержание договора. Условие о цене предмете и т.д.

3. Существенные условия договора. Это те условия в отсутствие которых договор не может быть заключен ст 432

4. Порядок заключения договора. 158 устная письменная

5. Договор купли-продажи. Гл 30

6. Договор аренды. гл 34

7. Договор подряда. гл 37

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ по каждому вопросу занятия.

2. В виде схемы или в иной наглядной форме представить процесс заключения гражданско-правового договора. Взять договор поставки канцелярии

3. Подготовиться к разбору изложенной ниже ситуации профессиональной деятельности.

Заявлен иск о взыскании задолженности за выполненные работы по договору подряда. В материалах дела нет доказательств выполнения истцом работ и принятия последних ответчиком в установленном законом порядке. Направленные истцом акты и справки от имени ответчика подписаны неуполномоченным лицом и не содержат печать заказчика. Истец утверждает, что между сторонами сложились обязательственные отношения подряда. Принятие результата выполненных истцом работ заказчиком подтверждается перепиской сторон и иными имеющимися в материалах дела доказательствами.

Вопрос к ситуации: каким должно быть решение суда?

Не соблюдены существенные условия договора подряда (гл 37 ст 702)

Тема 4.1. Трудовой договор

Вопросы, рассматриваемые на практическом (семинарском) занятии:

1. Понятие трудового договора. Ст. 56 ТК РФ

2. Стороны трудового договора: работник и работодатель. Ст 56

3. Содержание трудового договора. 57

4. Обязательные условия трудового договора. Ст 58 , 59 срок

5. Заключение трудового договора. Гл 11

6. Прекращение трудового договора. Гл 13

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ по каждому вопросу занятия.

2. Подготовиться к проведению деловой игры.

Студенты берут на себя роли участников изложенной ниже ситуации, состава суда и представителей сторон. Все участники деловой игры заранее знакомятся с разыгрываемой ситуацией, продумывают свои роли (слова, линию поведения, дополнительную информацию, не противоречащую предлагаемой ситуации), подготавливают необходимые документы. Непосредственно на практическом занятии разыгрывается судебный процесс по ситуации: К. устроился на работу программистом, в трудовом договоре был установлен испытательный срок шесть месяцев; по истечении пяти месяцев К. был уволен как не выдержавший испытания; при этом представители работодателя считают, что К. не проявил должного уровня квалификации, к тому же он нередко нарушал трудовую дисциплину (опаздывал на работу и в рабочее время занимался посторонними делами); сам К. считает, что с работой он справлялся отлично, но сложных заданий не было, поэтому он справлялся с работой быстро, и мог себя позволить отвлечься на что-то постороннее, он предполагает, что действительной причиной увольнения является желание его непосредственного начальника принять на работу своего племянника, которому потребовалось трудоустройство в связи с отчислением из вуза, где он учился.

Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины

К разделу 1.

1. Марченко, М. Н. Правоведение : учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. – М. : Проспект, 2010. – 416 с.

2. Правоведение : учебник / [С. В. Артеменков и др.] ; под ред. О. Е. Кутафина ; Моск. гос. юрид. акад. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 477с.

3. Правоведение : учеб. для неюрид. вузов / [А. В. Малько и др.] ; под ред. А. В. Малько ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Сарат. фил .- 4-е изд., стер .- М. : КноРус, 2008 .- 400 с .- 350.00.

4. Иванов А. А. Теория государства и права. Учеб. пособие для вузов М. ЮНИТИ 2009.

5. Чистяков Н. М. Теория государства и права. Учеб.пособие по специальности "Налоги и налогообложение" М. КноРус 2010.

К разделу 2.

1. Правоведение : учебник / [С. В. Артеменков и др.] ; под ред. О. Е. Кутафина ; Моск. гос. юрид. акад. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 477с.

2. Городилов, А. А. Правоведение : учеб.пособие по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / А. А. Городилов, А. В. Куликов, А. Г. Мнацаканян. – М.:КноРус, 2010. – 255 с.

3. Гражданское право Т. 1 учебник: [в 3 т. / Н. Д. Егоров и др.] ; под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, М. Проспект 2007.

4. Гражданское право. Учебник под общ.ред. С. С. Алексеева ; Институт частного права, М. Проспект 2009.

5. Правоведение : учеб. для неюрид. вузов / [А. В. Малько и др.] ; под ред. А. В. Малько ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Сарат. фил .- 4-е изд., стер .- М. : КноРус, 2008 .- 400 с .- 350.00.

6. Правоведение. Учебник для неюрид. вузов; под ред. А. В. Малько; М. КноРус 2008.

7. Гражданское право в вопросах и ответах : учеб. пособие / [С. С. Алексеев и др.] ; под ред. С. С. Алексеева .- 2-е изд., перераб. и доп. с учетом ч. 4 Гражд. кодекса РФ .- М. : Проспект, 2008 .- 360 с .- 122.00.

К разделу 3.

1. Марченко, Михаил Николаевич. Правоведение в вопросах и ответах : учеб. пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак .- 2-е изд., перераб. и доп .- М. : Проспект, 2010 .- 432 с .- ISBN 9785392012305: 84.00.

К разделу 4.

2. Марченко, М. Н. Правоведение : учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. – М. : Проспект, 2010. – 416 с.

3. Никонов Д. А. Трудовое право:курс лекций / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов. – М. :Норма, 2008. – 431 с.

4. Правоведение. Учебник для неюрид. вузов; под ред. А. В. Малько; М. КноРус 2008.

5. Кайтаева Х.И. Трудовое право в схемах, таблицах и определениях. Учеб.пособие М. «ЭЛИТ» 2009.

К разделу 5.

1. Петрова, Г.В. Финансовое право : учебник / Г. В. Петрова. – М.:Велби, 2008. – 276 с.

2. Фролов И. В. Финансовое право. Учеб.-метод. комплекс; НГУЭУ, Новосибирск [Изд-во НГУЭУ] 2008

1.2. Инструменты и критерии оценки результативности подготовки студентов к практическому (семинарскому) занятию:

Ø опрос на практическом (семинарском) занятии; оценивается полнота и точность ответов;

Ø коллективное рассмотрение решения ситуационных задач; оценивается полнота решения, его соответствие действующему законодательству и сложившейся судебно-арбитражной практике;

Ø беседа и дискуссия; оценивается активность участия в работе группы, оригинальность и адекватность предлагаемых мнений;

Ø проведение деловой игры; оценивается активность участия в игре, правильность понимания правовой ситуации; оригинальность и адекватность предлагаемых решений, их соответствие действующему законодательству.

Наши рекомендации