Технологическое прогнозирование на предприятии
Технологическое прогнозирование имеет значение для подготовки стратегии исследования и разработки. При их помощи формируются объемы потенциальных технологий, которые позднее подвергаются отбору и селекции, определяют возможность текущей технологии, необходимость в срочной смене технологий. Источниками информации являются специальная литература, сведения и т.п. Результаты прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий предприятия. Оно способствует выработки новой концепции маркетинга, заключается в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомление потенциальных покупателей с новым товаром. Технологическое прогнозирование широко использует методы: метод подготовки сценария, метод Дельфи, метод экстраполяции темпов и др.
Для технологического прогнозирования характерны специфические методы:
- морфологический анализ – базовый принцип заключается в занесении в матрицу двух фактических ключевых параметров продукта или технологического процесса, а также альтернатив методов их достижения. Этот анализ позволяет выделить разнообразную комбинаций основных технологических параметров либо совершенно новые технологические методы.
- анализ перекрестного влияния. Перекрестное влияние учитывают в специальной таблице. В таблицу заносят основные явления в сфере технологии на прямую касающиеся деятельности предприятий. Затем дается первоначальный прогноз их будущего состояния.
Далее выявляется перекрестные влияния одних событий на другие. Затем составляются окончательные прогнозы, которые уже учитывают перекрестное влияние. Характер воздействие одного явления в технологии на другое может быть определено влияние как позитивное, нейтральное и негативное.
Социально-политическое прогнозирование
К социальным факторам относят движение в защиту прав потребителей, окружающей среды и различные рабочие движения. К политическим: законодательство о труде и взаимоотношения правительства и бизнеса. Для советской экономики были характерны такие явления: как диктат производителя над потребителем, отсутствие независимого экологического движения, формальный характер защиты прав работников профсоюзами, отрицательными, отрицание особенных целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса. Современная социально-политическая среда крайне изменчива и постоянно нуждается в ее предсказании. В социально-политическом прогнозировании использует методы: 1) сценарий 2) метод перекрестного влияния 3) метод дельфи 4) различные маркетинговые исследования 5) метод исторических аналогов. Наряду с ними существуют особые разработанные специально для получения социально-политических прогнозов методы. Среди них создание профиля общественных ценностей. Техника определения профиля означает:
- выделение пар противостоящих признаков, которое можно характеризовать выбранный объект.
- оценка признака по n-бальной системе.
- занесение оценки в таблицу профилей в виде вертикальной черты и соединение их в виде единого контура.
Полученный результат говорит о тяготении социально-политической среды в той, или иной системе ценностей. Матрица – вероятность воздействие – позволяет оценить предлагаемое событие с точки зрения: 1) вероятности события или тенденции 2) степени, с которой событие может быть рассеяно в рамках анализируемой среды.
Общим методом оценки социально-политической среды является анализ приоритета социальное давление.
Годовое планирование производственно-финансовой деятельности предприятия
Данный план состоит из семи разделов:
1. Юридический статус – отражает государственную регистрацию предприятия, состав участников предприятия на начало планируемого года; распределение имущества и земель по форме собственности.
2. Организационная структура. Показатели этого раздела определяется в соответствии с классификатором организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. При этом учитывается основное производственное направление предприятия.
3. Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности - содержит отчёт и итоговые экономические показатели предприятия. При этом систематизируют договоры реализации продукции с целью более точной производственной и маркетинговой стратегии.
4. Основные показатели производственной программы – включает разработку всех факторов производства в отраслях животноводства и растениеводства, а также вспомогательных и обслуживающих производств.
5. Ценообразование. Включает расчёты цены предложения и прогнозируемой цены на 1 центнер сельскохозяйственной продукции.
6. инвестиционная деятельность. Включает планирование капитальных вложений, ввод в действие производственных мощностей и источники финансирования капитальных вложений.
7. Финансовая деятельность. Включает расчёт поступления средств и результатов реализации продукции, обще финансовых результатов реализации продукции бюджетного ассигнования, расчёт потребности в кредитах и финансовый план в виде баланса доходов и расходов.
Значение финансового планирования, основные финансовые документы предприятия
Значение финансового планирования для внутренней среды организации заключается в следующем:
1) определяются выработанные стратегические цели в форме конкретных финансовых показателей.
2) устанавливает стандарты для организации финансовой информации.
3) определяет приемлемые границы затрат, необходимые для реализации всей совокупности планов фирмы.
4) в части оперативного финансового планирования даёт очень полезную информацию для разработки и корректировки стратегий предприятия.
К основным финансовым документам предприятия относят:
1. Баланс – это сводная таблица, указывающая источники капитал и средства его размещения. Баланс предприятия служит основой для первой стадии финансового планирования (анализ финансовых показателей).
2. Отчет о прибылях и убытках - фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, и определяет величину чистого дохода и его распределение.
В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную картину, финансовое равновесие предприятия, отчет о прибылях и убытках показывает динамику ее финансовых операций.
3. Отчет о движении наличности. Он используется для анализа источников и использования наличности.
Организация финансового планирования и виды финансовых планов
Значение финансового планирования для внутренней среды организации заключается в следующем:
1) определяются выработанные стратегические цели в форме конкретных финансовых показателей.
2) устанавливает стандарты для организации финансовой информации.
3) определяет приемлемые границы затрат, необходимые для реализации всей совокупности планов фирмы.
4) в части оперативного финансового планирования даёт очень полезную информацию для разработки и корректировки стратегий предприятия.
Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контакта с внешней средой. Система финансовых планов включает в себя:
а) прогноз баланса
б) прогноз отчётов о прибылях и убытках
в) прогноз финансов бюджетов
г) прогноз ключевых финансовых показателей
д) письменное изложение результатов финансового планирования.
Прогноз Баланса и Отчета о прибылях и убытках относится к долгосрочному финансовому планированию, имеющему стратегическое значение. Разработка бюджета капиталовложений предполагает:
1. классификацию инвестиционных проектов.
2. сравнение и оценку альтернативных инвестиционных проектов.
3. выбор наиболее перспективного плана.
Суть долгосрочной стратегии финансирования заключается в следующем:
а) определение источников долгосрочного финансирования, способов использования резервов.
б) выбор способа наращивания долгосрочного капитала.
в) определение структур и затрат капитала.
Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:
1) Анализ финансовых показателей фирмы. Анализ позволяет выявить критические точки деятельности предприятия и запланировать действия, направленные на их решении, финансовый анализ складывается из четырёх основных шагов:
1. выбор показателей.
2. расчёт этих показателей.
3. сравнение полученных величин с показателями за предыдущие года.
4. использование показателей при составлении финансовых планов, для определения способов решения проблем и будущих возможностей предприятия.
2) Долгосрочное финансовое планирование,
3) Оперативное финансовое планирование,
4) Внедрение финансового плана и контроль за его исполнением.
Долгосрочное финансовое планирование
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Финансовый отчет организации включает такие ключевые позиции как прибыльность, рыночная позиции, производительность, использование активов и новации. Для составления прогноза финансовых документов применяются следующие методы:
1 метод: Прогноз продаж.Процесс финансового планирования начинается с прогнозирования будущих продаж; правильно определённый прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств и должного контроля над запасами. Обычно прогноз продаж составляется на 1 год и на 5 лет.
2 метод: Регрессивного анализа.Он связывает продажи и потребности в капитале. Этот анализ рассматривает потребности финансирования как функции от объёма продаж. В системе координат отмечаются соотношения между объёмом продаж и потребностью в капитале. Затем точки объединяются в единую линию. Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажным и необходимым объёмами финансирования в будущем периоде.
3 метод: процент от продаж. Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках, исходя из запланированной величины продаж. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как определённое процентное соотношение от величины продаж.
4 метод: «издержки-объём-прибыль». Этот метод позволяет определить объёмы производства и продажи товаров с точки зрения их безубыточности, принимать решения о целевых размерах прибыли, увеличить гибкость финансовых планов путём учёта возможностей изменений в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах в продажной цене и объёме продаж. Суть метода заключается в нахождении точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен её валовым издержкам.
Краткосрочное финансовое планирование
Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогноз финансов бюджетов предприятия. К финансовым бюджетам относятся:
1) бюджет наличности
2) бюджет дополнительных вложений капитала.
Бюджет наличности имеет цель обеспечить ликвидность предприятия.
Бюджет дополнительных вложений капитала уточняет запланированные денежные расходы с учётом изменений.
Прогноз бюджета наличности детализирует потоки наличности за определённый будущий период времени. Обычно он составляется на год с разбивкой по месяцам.
Основой для составления прогнозов служат ежедневные отчёты о движении наличности.
Правила составления бюджета наличности:
1) закупка материалов предприятия определяется в соответствии с прогнозом продаж, оплата за материалы, которые потребуются в следующем квартале, осуществлялись в предыдущем квартале.
2) Затраты на труд обычно составляет около 30% годовых продаж, а прочие затраты около 20% годовых продаж. Раздел труда и остальные затраты в бюджеты наличности не изменяется в течение года, так запланировав определённую численность персонала в начале года, предприятие не изменяет её до конца года.
3) Проценты и налоги уплачиваются в конце квартала. Закупки нового оборудования предприятие производит перед началом нового производства.
4) Выплаты квартальных дивидендов составляет около 75% рассчитанного в прогнозном отчёте о прибылях и убытках чистого дохода.
5) при составлении бюджета наличности исходят из предположения, что 70% доходов от продаж могут быть собраны в текущем квартале, а оставшиеся 30 % - в следующем.