Сущность инновационного предпринимательства
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1)инновация продукции:
2)инновация технологии;
3)социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательства— социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:
2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа “под ключ”). Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом “заводской науки”. В Белоруссии использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоятельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.
Необходимость формирования инновационного предпринимательства в Белоруссии обусловлена:
· усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
· определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
· необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства: необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
· спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная много вариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов:
· увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.
3. Жизненный цикл инновации
Жизненный цикл инноваций представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий:
1 – зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема НИОКР, разработкой и созданием опытной партии новшества;
2 - рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукции на рынок);
3 - зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличения объема продаж);
4 - насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
5 - упадок (свертывание производства и уход продукции с рынка).
На первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательная. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость продукции, окупаются первоначальные затраты. На третьей и четвертой стадии предприятие получает устойчивую прибыль. На пятой стадии предприятие переходит на новую технику и осваивает новые технологические процессы, что ведет к снижению эффективности производства.