Доход строительного предприятия
В соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации доходами строительного предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Этим же положением не признаются как доходы строительного предприятия
- поступления от других юридических и физических лиц:
- сумма налога на добавленную стоимость и иных аналогичных обязательных платежей;
- суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты строительной продукции (работ, услуг);
- авансы в счет оплаты строительной продукции (работ, услуг);
- залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
- поступления в погашение кредита, займа, предоставленных заемщику.
Доходы строительного предприятия в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности предприятия подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) операционные доходы;
в) внереализационные доходы.
Экономическая выгода (доход) предприятия -это валовой доход предприятия, который представляет собой выручку от реализации строительной продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Для дорожно-строительных предприятий доходами от обычных видов деятельности являются выручка от сданных заказчику объектов, комплексов или их очередей, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг и реализацией строительных материалов, деталей и конструкций за вычетом материальных затрат.
Операционными доходами дорожных истроительных предприятий являются:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности;
- поступления от продажи основных средств и иных активов, продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
Внереализационные доходыдорожных и строительных предприятий:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договорам дарения;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
- денежные средства, полученные в результате положительных курсовых разниц по валютным счетам и операций в иностранной валюте;
- сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
- прочие внереализационные доходы.
На величину дохода строительного предприятия воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.
Доход строительного предприятия зависит от таких факторов, как уровень цен на реализуемую продукцию работы и услуги, уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность продукции, качество продукции (работ, услуг), организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Все перечисленные факторы также влияют на прибыль предприятия не прямо, а через объем реализуемой продукции (работ, услуг) и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции (работ, услуг) и стоимость затрат и ресурсов, используемых в строительном производстве.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению, по крайней мере, того объема прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов лучшего их использования.