Критерии оценки деятельности организации
Социальный компонент | Мнение менеджеров | Мнение населения |
Качество продукции и услуг компании | 58,2 | |
Забота компании о своих сотрудниках | 22,5 | 32,6 |
Выплата долгов | 14,5 | 27.9 |
Вклад в экономику, инвестиции в производство | ||
Прибыльность компании, ее способность зарабатывать деньги | ||
Открытость, правдивость компании о своей деятельности | 20,5 | |
Использование компанией новейших технологий | 19,5 | |
Масштаб бизнеса компании | 22,5 | 13,4 |
Поведение руководителей и собственников компании | 21,5 | 9,3 |
Репутация компании в глазах российской общественности | 10,6 | |
Меры, предпринимаемые компанией для защиты окружающей среды | 11,8 | |
Отношения компании с партнерами, поставщиками | 16,5 | 7,3 |
Отношения компании с властями | 8.5 | 8.1 |
Международная репутация компании | 11,5 | 7.5 |
Благотворительность компании | 8.6 | |
Реакция компании на критические выпады в ее адрес СМИ | 3,1 | |
Затрудняюсь ответить | 2,1 |
Респондент мог выбрать не более трех вариантом ответа. Оценки представлены в процентах от общего числа ответов респондентов.
Источник: Ассоциация менеджеров. 2004.
Если еще несколько лет назад общественное мнение акцентировало свое внимание исключительно на программах благотворительности, то сегодня приходит осознание необходимости для предпринимателя повернуться лицом к собственной организации, начать говорить о социальной ответственности перед своими сотрудниками. Одним из перспективных инструментов реализации принципа социальной ответственности для собственника организации могут стать применяемые сегодня в странах Западной Европы социальные отчеты, доносящие до бизнес-общественности информацию о социальных обязательствах компании и уровне их выполнения. В мировом бизнес-сообществе уже в течение ряда лет реализуется новый проект Глобальной инициативы по отчетности (GRI)[68] — международная программа обсуждения новой редакции «Руководства по отчетности в области устойчивого развития» - «G3».
Предыдущие версии редакции «Руководства», выпущенные в 2000 и в 2002 г.. позволили компаниям структурировать свою работу, направленную на повышение устойчивости развития, повышение доверия общества. Модели отчетности, предложенные GRI, показали, что можно обеспечить сравнимость и объективную проверку информации, выходящей за рамки традиционных финансовых показателей. Количество пользователей системы GRI стремительно растет. В 2000 г. их были единицы. Сегодня более 700 крупных компаний на всех континентах представляют отчеты об устойчивом развитии, используя методику GRI.
Новая редакция — это более совершенная система показателей и продуманные технические протоколы, позволяющие избежать слишком вольного толкования индикаторов. Больше внимания уделено совместимости «Руководства» с другими корпоративными кодексами и стандартами, что даст прочную платформу для интеграции разных «потоков» для обеспечения устойчивости развития. Ряд крупных российских компании, например, «Норильский никель» и «ЛУКойл», опубликовали подобные отчеты. Газпромбанк инициировал программу, направленную на изучение международных стандартов устойчивого развития и возможностей их применения для повышения стоимости и конкурентоспособности российских компаний.
Однако сегодня специалисты продолжают утверждать, что использование положений названных стандартов в методологии корпоративного социального учета, отчетности и аудита применительно к России в настоящее время весьма затруднено по причинам несовершенства государственной политики, поддерживающей социальные начинания бизнеса; незавершенности внутренних социальных процессов российского бизнеса; отсутствия навыков в применения управленческих механизмов в решении социальных программ предприятий; отсутствия методик использования инструментов бухгалтерского учета в социальной практике; отсутствия самого понятия социального учета в российской экономической практике; слабая разработка понятийных и практических схем аудита как основного инструмента экспертизы деятельности бизнеса.
Исследование социальной отчетности корпораций, действующих на территории России и составленных в соответствии с требованиями международных стандартов КСО за период 2001—2003 гг., показало, что общими тенденциями социальных инициатив российского бизнеса можно назвать: нерегулярность и бессистемность; отсутствие адресности; упор на финансовую поддержку получателей помощи, а не на конкретную помощь; использование социальных инициатив компании в личных пропагандистских целях; реализация социально значимых мероприятий, ориентированных на подставных лиц и др.
Отсюда очевиден главный вывод, что сегодня развитие социальной ответственности российского бизнеса находится на начальном этапе своего формирования и переход от разовых благотворительных акций к проектированию социальных программ существует пока в стадии становления. Это в полной мере относится и к публикуемой корпоративной социальной отчетности, подготовленной, как правило, для внутреннего пользования[69].
В рамках управления устойчивостью развития организаций все чаще на первый план выходит управление корпоративной социальной ответственностью — собственно социальные программы компаний, перспективная оценка социальных последствий их деятельности, коррекция этих последствий в контексте согласования интересов общества и бизнеса и раскрытие соответствующей информации. Это тем более важно, что определены национальные социальные проекты, успех которых зависит от взаимодействия власти и бизнеса. «Человеческими» же аспектами бизнеса в организационных структурах современных компаний занимаются многие департаменты: управления персоналом, общественных связей, региональной и социальной политики, связей с государственными органами[70].
Стать действенным инструментом превращения российского бизнеса в социально ответственный подобные отчеты смогут, если предприниматели будут испытывать ощутимое (гораздо большее, по сравнению с сегодняшним) давление со стороны общественности. Заинтересованность владельца организации в интенсивном диалоге с государством и обществом, формировании в их глазах своего положительного имиджа будет стимулировать предпринимателя придерживаться определенных социальных стандартов. Наличие социальных стандартов позволит осуществлять объективную социальную диагностику организаций, т. е. проводить анализ состояния социальных объектов (систем) и процессов, выявление проблем их функционирования и развития[71]. Очевидно, что перед государством и обществом встанет задача разработки такого рода стандартов, ориентированных, прежде всего, на повышение качества трудовой жизни в рамках организации в соответствии со среднемировым уровнем.
На формирование социальных стандартов организации существенное влияние может оказать и трансформация системы жизненных ценностей ее владельца.
Изменение приоритетов предпринимательской деятельности обеспечивает переход от примитивной трактовки социальной ответственности бизнеса (под лозунгом «Дайте денег!») к реальной увязке экономических интересов основных групп сотрудников (табл. 4.34).
Без учета и взаимосвязи, порой противоречащих друг другу интересов этих групп, без выработки решений, приемлемых для всех, работающую систему стимулирования создать невозможно. Если сотрудникам не будет предложена удовлетворяющая их компенсация трудовых усилий, они не станут тратить силы на качественное выполнение своих обязанностей. В этом смысле порядок внедрения мотивационных программ подобен процессу продаж: нужно выяснить и учесть потребности сторон, разработать соответствующий продукт
Таблица 4.34