Основные теории дивидендной политики
1. Теория независимости дивидендов (авторы Ф. Модильям и М. Миллер - ММ).
Авторы утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость акций, ни на благосостояние акционеров, так как доходность компании зависит не столько от величины капитализируемой прибыли, сколько от избранной инвестиционной политики. Для будущих инвесторов важна общая доходность.
2. Теория предпочтительности дивидендов («Синица в руках». Авторы М.Гордон и Д. Линтнер).
Авторы данной теории утверждают, что дивидендная политика влияет на благосостояние акционеров. Согласно этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации прибыли.
3. Сигнальная теория дивидендов.
Согласно этой теории высокие дивиденды «сигнализируют» о том, что компания на подъеме, следовательно, ожидается существенный рост прибыли, что является привлекательным для инвесторов и акционеров.
4. Теория налоговой дифференциации.
С позиций акционеров приоритетной является не дивидендная, а катализируемая доходность, так как дивиденды облагаются большим налогом, чем катализируемая прибыль, имеющая налоговую защиту. Но такой подход не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем дохода, которые нуждаются в текущих дивидендных выплатах. Вследствие этого может упасть спрос на акции с небольшим уровнем дивидендов.
К основным факторам, влияющим на дивидендную политику, относятся следующие:
- инвестиционные возможности компании;
- стоимость привлечения дополнительного капитала;
- наличие резерва собственных средств, сформированного в предыдущем периоде;
- доступность кредитов на рынке;
- уровень налогообложения дивидендов, имущества, прибыли;
- эффект финансового рычага;
- ликвидность (недостаток денежных средств затрудняет выплату дивидендов; компания может взять кредит под выплату дивидендов, но это крайне невыгодно);
- уровень дивидендных выплат фирм-конкурентов (низкий уровень дивидендов может привести к массовому «сбросу» акций; может возникнуть риск захвата компании конкурентом).
Различные варианты дивидендной политики (Ia, IIb и IIIc) на прогнозный период.
Вариант Ia предполагает выплату фиксированного дивиденда на протяжении рассматриваемого периода.
Варианты IIb и IIIc — увеличение дивидендных выплат.
Этапы составления дивидендной политики в соответствии с выделенными этапами.
1. Разработка плана бюджета капиталовложений на планируемый период (таблица 7.3).
Таблица 7.3
Бюджет капиталовложений и денежные потоки компании
Показатели | Период | Сумма | |||
отчет | прогноз | прогноз | прогноз | ||
Чистая прибыль | |||||
Скорректированная EBIT*(1-t) | |||||
Амортизация основных и нематериальных активов (Depreciation and amortization) | |||||
Инвестируемый капитал (САРЕХ) | |||||
Изменение оборотного капитала | |||||
Свободный денежный поток (FCFF) | |||||
Число акций в обращении | |||||
Прибыль на акцию (EPS) |
2. Определение целевого коэффициента дивидендных выплат. Коэффициент дивидендных выплат PR определяется по формуле:
3. Анализ осуществимости и выбор оптимального варианта дивидендной политики (таблица 7.4).
Таблица 7.4
Анализ вариантов дивидендной политики
Показатель | Период | |||||||||
отчет | прогноз | прогноз | прогноз | Итого | ||||||
Вариант Ia | ||||||||||
Дивиденд на акцию (DIV) | ||||||||||
Коэффициент выплат (PR),% | ||||||||||
Свободные денежные средства | ||||||||||
Требуемые средства на дивиденды | ||||||||||
Остаток денежных средств | ||||||||||
Вариант IIb | ||||||||||
Дивиденд на акцию (DPS) | ||||||||||
Коэффициент выплат (PR), % | ||||||||||
Свободные денежные средства | ||||||||||
Требуемые средства на дивиденды | ||||||||||
Остаток денежных средств | ||||||||||
Вариант IIIc | ||||||||||
Дивиденд на акцию (DPS) | ||||||||||
Коэффициент выплат (PR), % | ||||||||||
Свободные денежные средства | ||||||||||
Требуемые средства на дивиденды | ||||||||||
Остаток денежных средств | ||||||||||
Учебные задания:
1. Рассчитайте средневзвешенную и предельную стоимость капитала компании;
2. Определите точку разрыва.
3. Определите оптимальную структуру капитала.
4. Разработайте различные варианты дивидендной политики. Обоснуйте выбор наиболее приемлемого варианта дивидендной политики.