Билет № 1.2. Организация как объект управления: понятие, обязательные требования, зависимость от внешней среды, разделение труда
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.
РЕСУРСЫ. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, инф-ция.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурентов, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и др.
Большое значение оказывает тот факт, что организация зависит полностью от внешней среды, которая, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.
Самой очевидной характеристикой организации является РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко, но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Четкое горизонтальное разделение осуществляется за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающиеся конкретных специфических целей. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Т.е. вертикальное разделение отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность упр-я. Для того, чтобы организация могла действовать успешно, работа по упр-ю должна быть четко отделена от неупр-кой работы, т.е. орг-ции должны назначать рук-лей и определять круг их обязанностей и ответственности.
Вся упр-кая работа в орг-ции должна быть разделена. Одна из форм разделения упр-го труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных рук-лей во главе отдельных подразделений. Некоторым рук-лям приходится затрачивать время на координирование работы других рук-лей, которые, в свою очередь, тоже координируют работу рук-лей, и так до уровня рук-ля, который координирует работу неуправленческого персонала. Такое вертикально развертывание разделения труда в результате образует уровни упр-я. Вне зависимости от того, сколько существует уровней упр-я, рук-лей традиционно делят на три категории. Лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица на управленческом уровне заняты упр-ем и координированием внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Рук-ли на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, упр-ем отношениями между организацией и внешней средой.
Более общеупотребимый способ описания уровней упр-я состоит в выделении руководителей низового звена (операционных управляющих) – это орг. уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками, включающий контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий.
Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу младших начальников, часто возглавляют крупное подразделение или отдел в организации. Характер работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем орг-ции в целом.
Руководители высшего звена – отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Орг-ции существуют для реализации определенных целей. Следовательно, орг-ция считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха орг-ции: выживание – возможность существовать как можно дольше; результативность – является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи; эффективность – является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи; производительность – отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе; практическая реализация – успешным решением считается такое, которое реализуется практически – превращается в действие – результативно и эффективно.