Тема 1. АНАЛИЗ в системе маркетинга

Е.Г.Мухина

Тема 1. АНАЛИЗ в системе маркетинга - student2.ru

рабочая тетрадь для практических занятий студентов

экономического факультета по специальности

38.05.01 «Экономическая безопасность»

Курган – 2015

УДК 33 (076.5)

Мухина Е. Г. Экономический анализ: Рабочая тетрадь для практических занятий студентов экономического факультета по специ­альности «Экономическая безопасность». – Курган: Изд-во КГСХА, 2015. – 60 с.

Рецензент доцент кафедры бухгалтерского учета и аудитаНикулина С.Н.

Рабочая тетрадь для практических занятий подготовлена в соответствии с новой программой дисциплины «Экономический анализ». Она состоит из десяти тем. Каждая тема включает практические задания для более полного освоения данной дисциплины. Предназначена для студентов эконо­мического факультета.

Ó Курганская государственная

Сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически гра­мотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализиро­вать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно ис­следуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы по­вышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вы­рабатывается экономическая стратегия его развития.

Экономический анализ хозяйственной деятельности – это научная база принятия управлен­ческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать суще­ствующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических ис­следований, мастерством системного, комплексного микроэкономического анализа. Зная тех­нику и технологию анализа, они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ экономического ана­лиза полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекоменда­ции по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование у студентов ана­литического, творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической ра­боте.

В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность экономических яв­лений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, системати­зировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

Экономический анализ является той областью знаний, кото­рая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансо­вого анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансо­вой деятельности предприятия.

Изучающие данный предмет должны быть знакомы с вопросами экономики, организа­цией и планированием производства на промышленных предприятиях, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, теорией анализа хозяйственной деятельности, финансовым ме­неджментом, маркетингом и другими смежными дисциплинами, на которые опирается анализ хозяйственной деятельности.

Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с программой курса «Экономический анализ» и требованиями действующего Федерального госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по под­готовке специалистов с высшим образованием по специальности «Экономическая безопасность».

Тема 1. АНАЛИЗ в системе маркетинга

С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребите­лей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способ­ных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в каче­стве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную дея­тельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными зада­чами которого являются:

· изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснова­ние плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ас­сортимента;

· анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка сте­пени риска невостребованной продукции;

· оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

· разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимули­рования сбыта продукции;

· оценка эффективности производства и сбыта продукции.

Основная цель маркетингового анализа – изучение спроса на продукцию и форми­рование портфеля заказов.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф. 1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции», ф. № 1 «Ба­ланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета и др.)

Таблица 1 – Эластичность спроса на продукцию D

Цена, тыс. р. Объем спроса, т Темп прироста, % Коэффи­циент эла­стичности спроса Себестои­мость единицы продукции, тыс. р.   Величина, тыс. р.
цены объема спроса выручки затрат прибыли
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Таблица 2 – Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку

Вид продукции Объем поставки по заключенным договорам, т Остаток готовой продукции на начало года, т План производства продукции на год, т Обеспеченность выпуска продукции договорами, %
А        
В        
С        
D        

Таблица 3 – Анализ динамики остатков готовой продукции

Вид продукции Остаток на начало года Фактический выпуск продукции Объем реализации продукции Остаток готовой продукции на конец года Прирост
т %
А              
В            
С            
D            

Таблица 4 – Анализ структуры рынков сбыта и их доходности

Наши рекомендации

Вид продукции Структура рынков сбыта, % Доходность продукции на рынке сбыта, %