Тема 1. АНАЛИЗ в системе маркетинга
Е.Г.Мухина
рабочая тетрадь для практических занятий студентов
экономического факультета по специальности
38.05.01 «Экономическая безопасность»
Курган – 2015
УДК 33 (076.5)
Мухина Е. Г. Экономический анализ: Рабочая тетрадь для практических занятий студентов экономического факультета по специальности «Экономическая безопасность». – Курган: Изд-во КГСХА, 2015. – 60 с.
Рецензент доцент кафедры бухгалтерского учета и аудитаНикулина С.Н.
Рабочая тетрадь для практических занятий подготовлена в соответствии с новой программой дисциплины «Экономический анализ». Она состоит из десяти тем. Каждая тема включает практические задания для более полного освоения данной дисциплины. Предназначена для студентов экономического факультета.
Ó Курганская государственная
Сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Экономический анализ хозяйственной деятельности – это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного, комплексного микроэкономического анализа. Зная технику и технологию анализа, они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.
Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.
В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.
Экономический анализ является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
Изучающие данный предмет должны быть знакомы с вопросами экономики, организацией и планированием производства на промышленных предприятиях, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, теорией анализа хозяйственной деятельности, финансовым менеджментом, маркетингом и другими смежными дисциплинами, на которые опирается анализ хозяйственной деятельности.
Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с программой курса «Экономический анализ» и требованиями действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке специалистов с высшим образованием по специальности «Экономическая безопасность».
Тема 1. АНАЛИЗ в системе маркетинга
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:
· изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
· анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
· оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
· разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
· оценка эффективности производства и сбыта продукции.
Основная цель маркетингового анализа – изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф. 1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции», ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета и др.)
Таблица 1 – Эластичность спроса на продукцию D
Цена, тыс. р. | Объем спроса, т | Темп прироста, % | Коэффициент эластичности спроса | Себестоимость единицы продукции, тыс. р. | Величина, тыс. р. | |||
цены | объема спроса | выручки | затрат | прибыли | ||||
Таблица 2 – Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку
Вид продукции | Объем поставки по заключенным договорам, т | Остаток готовой продукции на начало года, т | План производства продукции на год, т | Обеспеченность выпуска продукции договорами, % |
А | ||||
В | ||||
С | ||||
D |
Таблица 3 – Анализ динамики остатков готовой продукции
Вид продукции | Остаток на начало года | Фактический выпуск продукции | Объем реализации продукции | Остаток готовой продукции на конец года | Прирост | |
т | % | |||||
А | ||||||
В | ||||||
С | ||||||
D |
Таблица 4 – Анализ структуры рынков сбыта и их доходности
Вид продукции | Структура рынков сбыта, % | Доходность продукции на рынке сбыта, % |