Формирование команды для проведения аудита интеллектуального капитала
Составление плана аудита интеллектуального капитала завершается созданием подходящей для этого команды. Специалистов, обладающих необходимыми навыками, можно отыскать и в самой компании, но можно воспользоваться и услугами сторонних консультантов. Для осуществления аудита требуются специалисты в шести различных областях (рис. 4.21):
• специалисты в области корпоративной стратегии;
• финансовые эксперты;
• специалисты в области человеческих ресурсов;
• аналитики в области знаний;
• эксперты в области интеллектуальной собственности;
• специалисты по маркетингу;
Обсудим роль каждого из них.
Специалисты по корпоративной стратегии. Специалисты по корпоративной стратегии необходимы для постановки целей и оказания
Рис. 4.21. Команда для проведения аудита интеллектуального капитала |
содействия в определении наивысшей «планки», относительно которой будут измеряться активы. Они должны обладать способностью к видению общей картины, знаниями относительно целей организации и путей достижения этих целей.
Финансовые эксперты. Данные специалисты требуются для проведения финансовой оценки, однако они должны быть сведущи и в правовых аспектах интеллектуальной собственности, чтобы суметь правильно оценить эти активы.
Специалисты в области человеческих ресурсов. Специалистам в данной области надлежит профессионально протестировать и оценить его результаты. Их знания требуются и для выявления ключевых навыков, необходимых работникам для достижения организационных целей.
Аналитики в области маний. Аналитики в области знаний необходимы для проведения работы с каждым из сотрудников по выявлению ключевых знаний, являющихся активами. Им надлежит составить план по выявлению знаний и реализовать его, а также проанализировать полученные результаты, чтобы идентифицировать различные типы знаний, требующиеся для выполнения отдельных задач.
Эксперты в области интеллектуальной собственности. Эксперт ы в этой области необходимы для оценки силы патентной и всех других форм защиты прав на интеллектуальную собственность. От них не требуется быть юристами по патентному делу, скорее они должны разбираться в значимости закрепления за предприятием прав на тот или иной вид интеллектуальной собственности.
Команда по проведению аудита интеллектуального капитала должна рассматриваться как постоянная структура; при этом мультипрофессиональный принцип ее формирования позволит каждому члену команды со временем научиться друг у друга недостающим знаниям. В конце концов, организации требуются сотрудники, обладающие комплексом навыков из разных областей в разных сочетаниях. К примеру, специалисты в области маркетинга, интеллектуальной собственности и стратегического планирования или в области интеллектуальной собственности, финансов и корпоративной стратегии, или в области человеческих ресурсов, анализа знаний и стратегического планирования. Только тогда можно рассчитывать на формирование настоящего профессионала в области интеллектуального капитала.
Контрольный список вопросов по планированию аудита интеллектуального капитала:
• согласованы ли и оформлены документально основания для проведения аудита?
• кому поручается проведение аудита?
• ознакомлена ли команда с системой условных обозначений для документального оформления и представления полученных результатов?
• для кого предназначены результаты аудита?
• определены ли и согласованы показатели оптимального состояния активов?