Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки
Основные проблемы, возникающие перед отечественными предприятиями, осознающими необходимость реструктуризации, — это проблемы законодательного регулирования реструктуризации, инвестиций, государственной поддержки. Внутренними причинами наступления кризисных ситуаций на предприятии, как правило, являются: некомпетентность руководства, неэффективный менеджмент,
Необходимость реструктуризации на проблемном предприятии диктуется:
1) проблемами выживания;
2) повышением эффективности работы во все ужесточающихся условиях рынка.
Целесообразно применять процедуру реструктуризации в случаях, когда бизнес находится в состоянии:
· банкротства;
· систематического падения прибыли или ее отсутствия;
· систематического дефицита оборотных средств;
· плохой управляемости организации;
· активного роста, всестороннего развития;
Процесс подготовки реструктуризации начинается с момента осознания менеджерами компании ее необходимости, показателями чего могут стать:
· кризисное положение на предприятии, возможность банкротства;
· необходимость изменить (расширить) сферу деятельности;
· появление тенденции к спаду объема продаж продукции предприятия;
· появление (усугубление) административных проблем;
· устойчивая тенденция к увеличению накладных расходов;
· ухудшение выполнения операций (закупка, производство, сбыт);
· тенденция к ухудшению основных экономических показателей по сравнению с конкурентами или удачными, с точки зрения руководства, периодами деятельности компании;
· невозможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ;
· отсутствие системы учета рыночных изменений при разработке и продвижении продукции предприятия и т.д.
84. Структура и содержание программ реструктуризации предприятий. Реструктуризация системы управления предприятием.
Для эффективного проведения реструктуризации необходима разработка комплексной программы реструктуризации предприятия. Она призвана синтезировать результаты аналитической работы и на их основе четко определить задачи, пути, способы, условия достижения поставленных целей, предстоящие мероприятия, ресурсы и их источники.
Возможные разделы программы — цель и содержание работ, общая характеристика предприятия, анализ финансово-экономического состояния, анализ товарных рынков и конъюнктуры продукции, план реструктуризации активов, план реструктуризации пассивов, план реформирования системы управления, примерный календарный план мероприятий, финансовый план, оценка рисков, контроль за выполнением.
Результатом диагностики предприятия является целесообразная программа его реорганизации, представляющая собой взаимоувязанную систему. Она состоит из:
• организационно-структурной политики (перестройка структуры, реорганизация управленческих функций, полномочий и ответственности и др.)
• снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
• производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
• ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);
• финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов — кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
• инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);
• кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).
Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.) определены действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
Организационная структура означает иерархию подчиненения и связи структурных единиц, которые производят бизнес-процессы.
Для реорганизации организационной структуры в первую очередь необходимо проведение организационно-управленческой диагностики.
Типичная схема процесса формирования организационной структуры и функций может быть представлена следующим образом:
• Формирование общей структурной схемы аппарата управления;
• Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по блокам, но и вплоть до структурных подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей;
• Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.