Б17- 3. Виды, формы источники власти в организации. Принципы формирования механизма партнерства
Власть- это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов: Власть - это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие; Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.; Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера; В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти: Власть положения - человек получает власть из-за своей должности; Власть ресурсов - человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий(контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы);Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей; Власть эксперта -когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта.; Власть личности основывается на личных качествах человека, заслужил уважение и ему хотят подчиняться;Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений Формы власти:Формальная власть - это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией Реальная власть - это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений. Американские учёные выделили следующие пять форм власти: 1.Власть, основанная на принуждении. Это влияние через страх. Данная форма приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль.2. Власть, основанная на вознаграждении.Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников. 3.Традиционная (законная)власть. В данном случае человек реагирует на должность, главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась. 4.Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний.5.Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма - это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера.Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Основными принципами социального партнерства являются:- равноправие сторон; -уважение и учет интересов сторон;- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; -содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; -соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; - полномочность представителей сторон;- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; - добровольность принятия сторонами на себя обязательств; - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.