Внутренний аудит - это неотъемлемая часть надлежащего корпоративного управления.

До сих пор в банках не организован должным образом внутренний аудит Значительное количество реальных собственников коммерческих банков не желают показывать свое лицо и отдавают дело на откуп топ-менеджерам. Что касается мелких акционеров, то они разобщены и особо серьезно не влияют на процессы управления банком. Топ-менеджеры к внутреннему аудиту относятся противоречиво из-за места, роли и функционального положения их в системе корпоративного управления. Дело в том, что внутренний аудит им не нужен по определению, ведь назначение внутреннего аудита, прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить контроль эффективности, а иногда и правомерности деятельности топ-менеджеров, а также дать оценку состояния и работы системы внутреннего контроля, обеспечение надежного функционирования которой является прямой обязанностью топ-менеджеров. Ну где же найти такого человека, тем более топ-менеджера, который плодотворно участвовал бы в создании системы внутреннего аудита в банке, памятуя о том, что эта система его потом будет контролировать? С другой стороны, собственники из-за ограниченных организационно-методических возможностей и прежде всего непрофессионализма нередко сами вынуждены обращаться за помощью и советами к топ-менеджерам в деле создания системы внутреннего аудита в банках.

Относительно новым понятием в области банковского контроля является мониторинг. Под мониторингом понимается особая процедура реализации контроля, при которой осуществляется постоянное наблюдение за происходящими процессами и немедленное реагирование на них.

Субъекты внутреннего контроля в коммерческом банке можно классифицировать следующим образом:

· представительные органы собственников банка (совет директоров или наблюдательный совет, ревизионная комиссия);

· высшие коллегиальные органы управления (правление, комитеты, в т. ч. кредитный комитет, комитет по управлению активами и пассивами);

· высшие менеджеры банка (председатель правления или президент, его заместители);

· специальные службы банка, осуществляющие контрольные функции (служба внутреннего контроля, внутреннего аудита, безопасности и др.);

· специальные комиссии, создаваемые, как правило, на временной основе, для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований;

· менеджеры и рядовые сотрудники банка (например, управляющие, специалисты, контролеры), осуществляющие контрольные функции в соответствии с их должностными обязанностями и полномочиями.

Уже сам перечень субъектов внутреннего контроля свидетельствует о том, что контроль должен осуществляться на всех уровнях иерархической пирамиды - от рядовых служащих до высших менеджеров - и возглавляться представителями собственников банка.

Важнейшими субъектами внутреннего контроля являются специальные службы, осуществляющие контрольные функции, в частности, служба внутреннего контроля и служба внутреннего аудита.

Что касается объектов внутреннего контроля, то под ними понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля, а именно:

ü финансово-хозяйственная деятельность банка, его дочерних структур;

ü деятельность структурных подразделений банка и его филиалов;

ü отдельные банковские продукты, операции и сделки, выполняемые банком;

ü финансовые и информационные потоки;

ü деятельность отдельных менеджеров и рядовых сотрудников банка.

Эффективность системы внутреннего контроля в банке в существенной мере зависит от того, насколько полно в банке руководствуются существующими принципами внутреннего контроля. Им отводится особая роль в функционировании системы внутреннего контроля. К числу важнейших принципов контроля относятся следующие.

Принцип ответственности заключается в том, что каждый служащий банка должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций. При этом ответственность должна быть установлена за выполнение каждой конкретной функции и закреплена за конкретным служащим банка.

Принцип сбалансированности предполагает, что при определении обязанностей каждого субъекта контроля ему должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

Принцип интеграции, взаимодействия и координации рассматривает контроль в тесной взаимосвязи со всеми элементами системы управления и предполагает четкое взаимодействие всех подразделений и служб банка.

Принцип заинтересованности администрации заключается в том, что функционирование внутреннего контроля не может быть эффективным без должной заинтересованности в нем высших менеджеров банка.

Принцип соответствия утверждает, что система внутреннего контроля в банке должна быть адекватна системе управления, зависеть от величины банка, сложности его организационной структуры, объемов и видов совершаемых им операций.

Принцип постоянства предполагает постоянное (систематическое) функционирование внутреннего контроля, позволяющее своевременно предупреждать возникновение отклонений в деятельности банка.

Принцип приоритетности заключается в том, что при реализации контрольных функций необходимо разумно распределять имеющиеся силы, уделяя основное внимание наиболее сложным участкам деятельности банка, где возможны существенные потери.

Принцип комплексности исходит из того, что все объекты должны быть охвачены адекватным контролем, поскольку нельзя добиться общей эффективности контроля, если из зоны контроля выпадают отдельные стороны деятельности банка.

Принцип единоличной ответственности гласит, что во избежание безответственности необходимо, чтобы каждая отдельная контрольная функция быть закреплена только за одним субъектом контроля (при этом за одним субъектом контроля может быть закреплено несколько контрольных функций).

Наконец, принцип регламента утверждает, что эффективность функционирования внутреннего контроля напрямую связана с тем, насколько подчинена регламенту вся банковская деятельность (все без исключения ее участки).

Говоря о системе управления коммерческим банком, важно особо подчеркнуть, что совершенствование управления должно осуществляться с позиций системного подхода. В соответствии с этим подходом управление рассматривается как взаимодействие множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих определенными свойствами. Применительно к управлению коммерческим банком указанное взаимодействие есть не что иное, как совокупность и непрерывная последовательность целенаправленных и взаимосвязанных действий менеджеров по реализации управленческих функций, управлению активами и пассивами банка, его персоналом, ориентированного на достижение поставленных целей, и т. п.

В условиях перехода России к рынку, сопровождаемого тяжелыми финансовыми кризисами, создание эффективной системы управления коммерческим банком, способной адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия внешней среды, является актуальнейшей задачей, как для собственников банка, его менеджеров, так и для государства в целом. Без решения указанной задачи банковская система России не сможет эффективно функционировать, будет сдерживать развитие экономики, создавать потенциальную опасность дестабилизации не только экономического, но и общественного развития страны.

Нынешнее состояние организации внутреннего контроля (внутреннего аудита) в российских коммерческих банках дает основание утверждать, что он несколько задержался в своем развитии. Главными причинами этого, на наш взгляд, являются:

o неразработанность данной проблематики в научном и методическом аспекте;

o отсутствие достаточного количества подготовленных кадров;

o невостребованность аудита со стороны высших банковских менеджеров;

o организационные и методические ошибки, допущенные органом банковского надзора, Банком России, при формировании системы внутреннего контроля в коммерческих банках.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.).

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26 апреля 1995 г.) (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.).

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.).

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.).

Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 “Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”.

Приказ Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н “О Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.

Приказ Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372 "О введении в действие Положения № 509 "Об организации внутреннего контроля в банках" (с изменениями от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.).

Рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности, утвержденные Приказом Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372.

Указание Банка России от 30 ноября 1998 г. № 427-У “О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 28 августа 1997 г. № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках” (с изменениями от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.).

Приказ Банка России от 29 августа 1997 г. № 02-378 "Об утверждении Указаний № 510 "О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков" (утратил силу).

Указание Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У “О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях”.

Письмо Банка России от 7 октября 1999 г. № 289-Т "О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках".

Указание Банка России от 7 июля 1999 г. № 604-У "О порядке аттестации комплаенс-контролеров кредитных организаций".

Письмо Банка России от 28 февраля 1997 г. № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций" (с изменениями от 25 сентября 1997 г., 22 января, 5 июля 1999 г.).

Письмо Банка России от 3 июля 1997 г. № 479 “О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации”.

Приказ Банка России от 11 сентября 1997 г. № 02-394 "О введении в действие Инструкции № 65 "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы" (с изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г.).

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. № 61 (утверждены приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263) (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 30 марта, 9 июня, 15 июля, 25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря, 25 декабря 1998 г., 23 марта, 25 августа, 27 сентября, 5 октября, 27, 30 декабря 1999 г.).

Инструкция Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (введена в действие указанием Банка России от 25 декабря 1997 г. № 101-у) (с изменениями от 12 мая, 24 июля, 28 декабря 1998 г., 5 марта, 13 июля, 2 августа 1999 г.).

Постановление ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50 "Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации".

Постановление ФКЦБ от 15 июня 1998 г. № 23 "Об утверждении Временного положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг".

Правило (Стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" (Одобрено Экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол № 4).

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол № 3).

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол № 6).

внутренний аудит - это неотъемлемая часть надлежащего корпоративного управления. - student2.ru

внутренний аудит - это неотъемлемая часть надлежащего корпоративного управления. - student2.ru

Наши рекомендации