А теперь, переходим к целям по SMARTу
Цели бывают двух видов – прямые и непрямые (опосредованные).
Прямая цель, это когда мы сначала придумываем себе цель, а потом начинаем думать, как её осуществить. Ход мыслей примерно следующий: «Я хочу это. Как я это получу, уже второй вопрос. Что-нибудь придумаю». Согласитесь, большинство так и делает.
Опосредованная цель, это когда мы сначала анализируем ситуацию, возможности, ресурсы, а потом формулируем для себя цель, которую можно достичь. Такой подход кажется более эффективным, однако, тут всё не так просто. Многое зависит от темперамента исполнителей, амбиций и т. д.
Правильное формулирование целей - отдельное искусство. Наиболее часто совершаемые ошибки при постановке целей - это отсутствие в формулировке (а значит и в сознании) временных рамок и критериев успешности выполнения.
Приведем пример:
§ "Долететь до Марса" - цель плохая.
§ "Долететь до Марса к 2010 году" - цель гораздо лучше, потому что уже понятно, что если к 2010 году не долетим, значит, цель не выполнена.
§ "Долететь до Марса на космическом корабле Российского производства и высадиться на него, сделать это раньше других стран и не позже 2010 года" - цель, сформулированная вполне корректно: понятны временные рамки, понятен результат - долететь и высадиться, понятны критерии успешности - на корабле российского производства и раньше других стран. Еще одним важным критерием является выполнимость целей. Сколь хорошо ни была бы сформулирована цель, если она не выполнима, то никакого результата все равно не будет. Кроме того, цель должна быть сформулирована в глагольной форме: "сделать то-то и то-то"
Любая цель, которую мы ставим, или с которой работаем, должна быть SMART («умной»). Это означает, что цель должна быть:
· Specific (конкретной)
· Measurable (измеримой)
· Attainable (достижимой)
· Relevant (уместной)
· Time-bound (определенной во времени)
· Реалистичной
· Этичной
· Specific — конкретность цели. Необходимо максимально четко сформулировать цель, в ней не должно присутствовать размытых формулировок. К примеру, слово «важные» клиенты, может восприниматься по-разному. А вот формулировка «клиенты, с контрактами от 100 тысяч долларов» уже звучит более конкретно.
· Measurable — измеримость, возможность четко измерить достижение цели. Можно проанализировать себя, ответив на вопрос: как я пойму, что достиг цели?, в чем измеряется достижение цели?
· Achievable — достижимость. Цель должна быть амбициозной, но тем не менее достижимой.
· Relevant— согласованность с другими задачами. На этом этапе мы определяем насколько данная цель впишется в имеющуиеся задачи и проекты.
· Timed— определенная во времени цель означает наличие четких сроков ее достижения.
· Реалистичной.
· Вы не должны сомневаться, что желаемое выполнимо, не стоит завышать планку. Но и легкой она тоже не может быть.
· Этичной.
· На пути к желаемому нельзя жертвовать моральными принципами, например (грабить банк ,предавать и т.д.)
А теперь, переходим к целям по SMARTу.
SMART (аббревиатура от заглавных букв Specific, Measurable, Achievable, Relevant,Time-bounded)- метод постановки цели, которая должна отвечать следующим требованиям:
Specific – чёткая и строго определённая.
Нельзя сказать: «Я хочу, чтобы мой блог был популярным и приносил мне деньги».
Нужно определить:
· Сколько уникальных посетителей в сутки должно заходить на блог, чтобы он считался популярным. Сколько комментариев они должны оставлять.
· По каким поисковым запросам
· Из каких источников (поисковики, RSS подписчики, twitter)
· Каким образом он должен приносить мне деньги (баннеры, контекст, платные обзоры)
Короче, чем детальнее сформулируете критерии, тем лучше.
Measurable – измеримой. Нельзя сказать: «Цель достигнута, т.к. теперь меня всё устраивает».
Цель должна быть такой, чтобы мы могли сделать следующий анализ:
· За прошедших четыре месяца, средняя посещаемость составляла 1000 чел/сутки уникальных посетителей. Я хотел 800 посетителей. Значит, этот критерий выполнен.
· По статистике, больше всего переходов было выполнено по такому-то запросу из twitter. Это то, чего я хотел.
· Больше всего денег мне сейчас идёт от контекста, хотя я рассчитывал на баннеры. Цель не достигнута. Либо работаем дальше по выводу контекста на первое место, либо просто пересматриваем изначальную цель.
Achievable – достижимая. Нельзя сказать: «Я хочу, чтобы мой блог читали 10 миллиардов человек». Это конечно классно, но давайте будем реалистами. В данном случае мы не говорим о наличии необходимых средств или времени. Мы говорим о том, достижима ли она в принципе.
Это конечно утрированный пример, но цель в 10 миллиардов не достижима, т.к. на Земле пока не живёт достаточное количество людей .
Relevant – соответствовать нашим потребностям и возможностям. Нельзя сказать: «Мой блог должен вывести блогосферу Новой Зеландии на новый качественный уровень».
Нужно определить:
· А оно вообще мне надо? Новая Зеландия, это хорошо, но я живу в Киеве и новозеландская блогосфера мне вряд ли будет полезной.
· Для того, чтобы достичь этой цели, мне нужно каждый день писать по новому посту о жизни этого райского островка в Тихом Океане. На долго ли меня хватит? И где мне взять столько информации?
· Для раскрутки такого блога мне понадобится около 5000 долларов в месяц. Есть ли у меня такие деньги?
· Для удобного доступа аудитории из тихоокеанского региона, мне понадобится быстрый хостинг, расположенный там же. Есть ли у меня такой хостинг и сколько он будет стоить?
Time-bounded – ограниченная во времени. Нельзя сказать: «Когда-нибудь я стану топ-блоггером».
Нужно определить:
· Если к 01.01.2011 количество подписчиков меньше 1 000, значит цель не достигнута и нужно пересматривать предыдущие пункты.
· Если 01.06.2010 я не собрал 2 000 долларов для нового дизайна, значит цель не достигнута.
· Если 13.11.2013 моё фото не красуется на первом месте в рейтинге блогов Technorati, значит мой амбициозный план по покорению буржунета провалился.
Вот такая вот, нехитрая система. Постановка цели по смарту, как я уже и говорил, применим в любых проектах и является неким универсальным набором критериев для постановки целей на все случаи жизни. Надеюсь, данный материал был для вас полезен.
· Разберем примеры правильной и неправильной постановки цели.
· Пример№1
· Неправильно: провести анализ клиентской базы, выделить самых перспективных и неперспективных клиентов, и сделать это нужно как можно быстрее.
· Правильно:провести анализ клиентской базой по критериям: срок сотрудничества, средний месячный объем продаж по каждому клиенту, ассортимент закупаемой продукции, прогноз увеличения продаж по клиентам с учетом расширения ассортимента. Распределить клиентов на 2 группы: возможно увеличение продаж, увеличение продаж невозможно. Задачу необходимо сделать до вторника следующей недели до 18:00, все текущие задачи завершить после выполнения данного поручения.
· Либо:провести анализ клиентской базы по методике «XYZ-анализ», отчет предоставить в электронном виде до 18:00 вторника следующей недели. Данную задачу необходимо выполнить сразу после составления месячного отчета по продажам.
· Мы разобрали, как правильно ставить цели, предлагаем вам проанализировать свой опыт, и скорректировать поставленные перед вами задачи, чтобы они соответствовали криетриям smart- цели.