К категории качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами относится также показатель степени обеспечения населения этой услугой
Часть 2
Особенности планирования на предприятиях городского хозяйства.
Тема 1.Планирование на предприятиях городского хозяйства.
1.Методология планирования.
2.Особенности предприятий городского хозяйства, влияющие на планирование.
3. Особенности планирования на предприятиях городского хозяйства
.
Методология пранирования.
Планирование работы предприятий городского хозяйства осуществляется на основе общих принципов и методологии планирования.
Планирование осуществляется:
1. на основе прямых договоров с заказчиком или представителем заказчика;
2. с расчетом на собственные ресурсы предприятия;
3. на основе динамичного саморегулирования экономических процессов, поддерживаемых соответствующими законодательными и нормативными актами и стимулируемых с помощью экономических рычагов ( налоговых льгот, процентов по вкладам и ссудам, валютного курса, норм амортизационных отчислений).
4. использования маркетинга при определении объемов производства, реализации услуг и ценообразования.
Методы планирования перечислены и в первой части данных лекций.
В методологии планирования предприятий городского хозяйства используются система норм и нормативов.
Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода ресурсов на изготовление единицы продукции (услуг) установленного качества.
Норматив - относительная величина, которая характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема.
Нормы и нормативы разрабатываются по следующим группам:
1. Нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции ,услуги, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности).
2. Нормы материальных затрат ( удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.)
3. Нормативы использования средств труда (коэффициент использования производственной мощности, удельный вес установленного оборудования и т.д.)
4. Нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива и т.д.)
5. Нормативы освоения производственных мощностей.
2. Особенности предприятий городского хозяйства, влияющие на планирование.
При планировании необходимо учитывать следующие особенности городского хозяйства:
1. Продукция (услуги) городского хозяйства имеет локальный характер и тесно связана с демографическими процессами населённых мест, размерами территорий, рельефом местности сложившейся планировки города и климатическими особенностями. Планируемый объём продукции и услуг определяется на основе числа жителей города и норм потребления услуг на одного человека. Влияние других факторов учитывается с помощью специальных коэффициентов.
2. При планировании должны быть соблюдены пропорции между размером жилого фонда и производственными мощностями коммунальных предприятий, а также соответствующим развитием ремонтной базы.
3. Однородность продукции при планировании позволяет использовать натуральные показатели.
4. Совпадение производства и потребление продукции во времени и пространстве (отсутствие незавершенного производства) ориентирует планирование на жёсткую увязку производства и потребления продукции по часам суток и по соответствующему графику.
5. В связи с неравномерным потреблением услуг мощность планируется максимальной, исходя из пиковой нагрузки.
Целью функционирования предприятий городского хозяйства является предоставление качественных услуг. Под качеством услуг понимают:
· Качество материального носителя ( например воды)
· Надёжность.
· Устойчивость.
· Экологическая и обычная безопасность предоставления услуг.
Критерии оценки качества:
1) определяются степенью достижения действующего стандарта на потребительские услуги, (например, санитарно-гигиенический стандарт качества воды).
2) характеризуются вероятностью получения услуги потребителем в нужное время или уровнем гарантии функционирования основных фондов предприятия без аварий, без нарушений в работе.. Этот критерий определяется количеством аварий, приходящихся на единицу стоимости основных фондов..
3) понимаются способностью объекта функционировать после аварии. Определяется временем восстановления функциональных свойств после аварии.
4) определяются степенью соответствия предельно допустимому уровню загрязнения окружающей среды (% сброса неочищенных сточных ,количество твердого топлива сжигаемого в коммунальных котельных, площадь земель занятых под свалками. Оценка производится путем сравнения с нормативами.
К категории качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами относится также показатель степени обеспечения населения этой услугой.
3. Особенности планирования на предприятиях городского хозяйства.
Особенности планирования выступают в виде ограничений в использовании принципов свободного предпринимательства. Такие показатели, как прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоёмкость не являются характерными для предприятий городского хозяйства. Предпочтение отдаётся показателям качества, однако следует учитывать, что степень предпочтения по группам предприятий городского хозяйства различная. В зависимости от характера доходов выделяют следующие группы предприятий городского хозяйства:
1) Предприятия, полностью покрывающие свои расходы доходами от реализации своих услуг.
2) Предприятия, доходы которых частично покрывают расходы. Остальные расходы компенсируются бюджетом.
3) Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.
В условиях формирования рыночной экономики необходимо стремиться к тому, чтобы большинство предприятий самостоятельно возмещало свои расходы. Дотации из бюджета должны выплачиваться в виде оплаты работ по заказу муниципалитета. Муниципальный заказ для каждого предприятия должен формироваться исходя из стратегического плана развития города, учитывающего схему размещения и развития градообразующих предприятий, демографического прогноза, нормативных требований развития сферы обслуживания, программ мониторинга жилищно-коммунальной сферы, учитывающей степень охвата и уровень обеспеченности ЖКУ.
На основе муниципального заказа заключаются договоры, в которых указываются:
ü Объём работ.
ü Тариф или оплата работ.
ü Качество выполняемых работ и условия снижения оплаты при плохом качестве.
ü Права и обязанности сторон.
ü Объём капитальных вложений, финансируемых муниципальным заказчиком.
ü Сроки реализации.
Договор подкрепляется расчётами. На основе договора составляется план работ предприятия на год с поквартальной разбивкой. Так как показатели плана носят вероятностный характер, то все расчёты выполняются в ценах текущего года. Корректировка плана производится в процессе работы предприятия. В составлении годового плана принимают участие все службы предприятия. Последовательность составления плана у каждого предприятия своя.
Тема 2. Характеристика плана экономического и социального развития предприятия городского хозяйства.
1.Понятия и содержание плана.
2. Характеристика плановых показателей.
Понятия и содержание плана экономического и социального развития.
План экономического и социального развития предприятия – это документ, состоящий из комплекса взаимосвязанных таблиц, содержащих расчётные показатели, характеризующие все сферы деятельности предприятия.
Составление плана носит вероятностный характер и осуществляется на основе прогнозирования оценок и поведения потребителей услуг, рыночных цен на ресурсы, изменение погодных условий, социально-экономических последствий (уровень инфляции, а также оценки последствий научно-технических и коммерческих мероприятий).
План экономического и социального развития предприятий городского хозяйства в настоящее время включает следующие разделы:
1. План производства и реализации продукции или услуг (производственная программа).
2. План капитального вложения и капитального строительства.
3. План материально-технического обеспечения.
4. План по труду и заработной плате.
5. План по издержкам.
6. Финансовый план.
7. План социального развития коллектива.
8. План повышения экономической эффективности.
План производства и реализации продукции или услуг – центральный раздел годового плана. В нём устанавливаются объёмные показатели выпуска продукции (услуг) в натуральном и стоимостном выражении. Последовательность разработки этого раздела:
a) Бухгалтерия предоставляет плановому отделу информацию о сроках списания ресурсов по видам в течение планового периода.
b) Из муниципального заказа берётся возможный объём продукции или услуг и проводится сопоставление потребности города в услугах и возможности их предоставления предприятиями. В результате проводится корректировка показателей в большую или меньшую сторону. При необходимости производится расчёт дополнительно приобретённых основных фондов. Следует отметить, что на большинстве предприятий городского хозяйства используются дотации из местного бюджета. В случаях отсутствия финансирования дотации муниципальный заказ корректируется в меньшую сторону.
c) Производится расчёт числа ремонтов и технического обслуживания по видам основных фондов, а также определяется трудоёмкость выполнения различных видов ремонтов.
План капитальных вложений и капитального строительства. Включает в себя расчёты по обоснованию ввода в действие новых основных фондов, в том числе за счёт технического перевооружения, реконструкции строительно-монтажных работ, если они необходимы для предприятия. Здесь предусматриваются сроки выполнения работ, способ выполнения (хозяйственный и подрядный), также источники финансирования. Разработчиком данного раздела является производственно-технический отдел и плановый отдел, который в основном разрабатывает сметы расходов.
План материально-технического обеспечения. Определяется потребность в материалах, запасных частях, вспомогательных материалах, топливе и т.д., которые необходимы для проведения ремонтных работ и другой деятельности предприятия. Разработчиком данного раздела является отдел материально-технического обеспечения и сбыта и плановый отдел.
План по труду и заработной плате. Устанавливается уровень и эффективность использования трудовых ресурсов с учетом обеспечения роста производительности. Здесь определяется общая численность работников предприятия по их категории, рассчитывается потребность в кадрах, определяется фонд заработной платы и средняя заработная плата по всем и по их категории. Разрабатывается план повышения квалификации и переподготовки кадров.
План по издержкам. Устанавливается сумма элементарных расходов предприятия по отдельным статьям и определяется себестоимость единицы продукции.
Финансовый план. Устанавливаются важнейшие финансовые показатели:
ü Потребность предприятия в собственных оборотных средствах и их оборачиваемость;
ü Показатели взаимодействия предприятия с государственным и муниципальным бюджетом;
ü Показатели создания и использования основных фондов (это для прибыльных предприятий);
ü Кредитоспособность предприятия (для прибыльных предприятий).
План социального развития коллектива. Составляется смета по расходам, связанным с социальными целями.
План повышения экономической эффективности. Включаются организационно-технические мероприятия, направленные на снижение себестоимости услуг, повышения их качества, а также на рост прибыли. Для каждого мероприятия производится расчет социально-экономического эффекта. В план включаются также те мероприятия, которые эффективны.
Все разделы текущего плана взаимосвязаны между собой.
Характеристика плана социально-экономического развития предприятия .
К показателям производственно-эксплуатационной деятельности предприятия относятся:
· объем полезно отпущенной продукции (услуг) в стоимостном выражении;
· объем реализованной продукции в стоимостном выражении, в том числе для населения и на коммунально-бытовых нужд;
· натуральные показатели по видам производственно-эксплуатационной деятельности.
К показателям плана по труду относятся:
· общая численность работников;
· фонд оплаты труда;
· средняя заработная плата одного работника за месяц.
К показателям плана капитального строительства относятся:
· ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, связанных с материально-техническим обеспечением;
· дополнительная потребность материально-технических ресурсов предприятия.
К финансовым показателям относятся:
· издержки на единицу продукции;
· прибыль и рентабельность и др.
Тема 3. Планирование ресурсов на предприятиях городского хозяйства.
Планирование потребности в основных фондах.
Планирование материально-технического обеспечения предприятия.
Планирование потребности в кадрах.
Планирование потребности в основных фондах.
Приобретение нового оборудования предусматривается в случае недостаточной производственной мощности предприятия для выполнения производственной программы. Количество основных фондов, которые требуется, исходя из муниципального заказа, определяется путём деления планового объёма производства услуг на производительность отдельных видов оборудования. Процесс планирования включает в себя следующие этапы:
ü Определение исходной информации.
ü Конкретизация мощностей основных фондов с учётом мероприятий по совершенствованию технологии производства услуг.
ü Осуществлять контроль сроков списания основных фондов по видам.
ü Определяется фактическое наличие основных фондов на плановый период.
ü Определяется величина основных фондов в соответствии с производственной программой или муниципальным заказом.
ü Осуществляется сопоставление в потребности основных фондов с их фактическим наличием.
ü При необходимости определяется дополнительная потребность основных фондов по видам.
ü Оценивается целесообразность продажи или сдачи в аренду излишних основных фондов по видам.
Расчёт основных фондов на плановый период определяется по показателю среднегодовой стоимости. Основным документом предприятия, характеризующим наличие основных фондов и их мощность, является баланс производственных мощностей предприятия.
В балансе указываются следующие данные:
v Мощность на начало года.
v Мощность в течение года, в том числе за счёт ввода новых мощностей и организационно-технических мероприятий.
Планирование материально-технического обеспечения предприятия.
Раздел материально-технического обеспечения в условиях рыночной экономики разрабатывается на основе знания:
o Потенциальных возможностей поставщиков.
o Знание конъюнктуры рынка, т.е. спросом и предложением по конкретным наименованиям сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
o Знания динамики изменения цен.
Исходными данными для расчёта потребности производства в материальных ресурсах являются:
· Объём работ или услуг, предусмотренные планом.
· Нормативная база потребности в материальных ресурсах.
· Фактические расходы материальных ресурсов за отчётный период.
· Остатки материальных ресурсов отчётного года.
Потребность коммунальных предприятий в собственных оборотных средствах определяется исходя из среднегодового производства. Для расчёта норматива собственных оборотных средств, выделяемых для образования запасов основных и вспомогательных материалов, последние разделяются на две группы:
1. относятся материалы основные, вспомогательные и топливо, расходуемые в больших количествах и на значительную сумму. Нормирование оборотных средств охватывает около 70-80% всех материалов.
2. относятся все оставшиеся материалы.
Нормирование у первой группы материалов производится в следующей последовательности:
ð Устанавливается номенклатура материалов применительно к разработанной плановой калькуляции себестоимости и плана материально-технического снабжения.
ð Определяется норма оборотных средств в днях по каждому виду или группе родственных материалов.
ð Определяется однодневный расход каждого вида материалов.
ð Определяется норматив оборотных средств в денежном выражении по каждому виду материалов.
Наиболее сложной задачей является определение норм запасов в днях для отдельных видов материалов. Величина этих норм зависит от многих факторов, в частности от условий снабжения и сбыта, периодичности и комплексности поставок, размеров поставляемых партий, качества материалов, времени, необходимого для придания материалам обязательных свойств, обеспечивающих их нормативное использование, а также от системы и форм расчётов.
Норма оборотных средств включает:
1. время нахождения в пути (т.е. транспортные запасы).
2. время необходимое для приёмки, разгрузки, сортировки, складирования, а иногда и лабораторного анализа.
3. время пребывания в виде текущего складского запаса.
4. время пребывания в виде гарантийного или страхового запаса.
Норма транспортного запаса устанавливается в тех случаях, когда время нахождения данного материала в пути больше времени, требующегося для оформления и оплаты платёжных документов за этот материал.
Под текущим запасом понимается запас предназначенный для обеспечения непрерывности производства в период между двумя поставками. При непрерывном и равномерном запуске материалов в производство, нормы рассчитываются исходя из продолжительности интервала в днях между смежными поставками, которые устанавливаются на основе договоров с поставщиками, а также на основе графика поставки материалов. В тех случаях, когда величина каждой поставки определяется условием не связанным с размерами среднесуточного потребления материалов, а зависят от норм оптового отпуска и транспортировки материалов, интервал между поставками в днях определяется путём деления размера одной поставки на однодневный расход дополнительного материала. Например, если поставка материала не может быть меньше повагонной и если такое количество обеспечивает полугодовой расход материалов, то частота поставки устанавливается 2 раза в год.
Гарантийный запас создаётся на коммунальном предприятии для бесперебойной их работы. В случае неожиданных обстоятельств, норма страхового запаса соответствует 50% текущего запаса.
В отношении материалов, потребность которых может возникнуть внезапно. Например, химические реагенты при очистке воды во время паводка создаётся специальный страховой запас, который определяется специальными расчётами.
Общая норма запаса на жилищно-коммунальных предприятиях по каждому виду материалов и топлива определяется как сумма транспортного, подготовительного, текущего и страхового запасов.
Средняя норма оборотных средств по вспомогательным материалам, отнесённым ко второй группе, определяется путём деления их среднего за год фактического остатка в денежном выражении на однодневный фактический расход. Норматив собственных оборотных средств определяется путём умножения однодневного расхода материалов на норму запаса в днях.
Имеются особенности нормирования оборотных средств, выделяемых на запасные части, предназначенные для ремонтов машин, транспортных средств, осуществляемых хозяйственным способом. Нормативы определяются путём прямого счёта, исходя из потребности в запасных частях каждого наименования, сроков поставки и сроков использования для ремонта.
Нормирование собственных оборотных средств на МБП включает:
q Нормирование инструментов.
q Различных приспособлений для оборудования.
q Спецодежды и т.д.
Норматив устанавливается исходя из потребности МБП, находящихся в эксплуатации и для складского запаса. Норматив собственных оборотных средств на спецодежду определяется исходя из норм обеспеченности каждого работника спецодеждой, а также сроком износа одежды.
Планирование потребности в кадрах.
На предприятии ЖКХ, как и на промышленных предприятиях, персонал подразделяется на следующие категории:
Ø рабочие;
Ø руководители;
Ø специалисты;
Ø служащие.
Но при ЖКХ отдельно ведется расчет плановой численности рабочих и руководителей, специалистов и служащих.
Расчет численности рабочих.
Для определения требуемой плановой численности рабочих ЖКХ применяются различные методы расчета. Однако общая методика планирования численности рабочих заключается в том, чтобы разделить общее число часов работы отдаваемой производству в течение определенного времени и средней продолжительности рабочего дня одного работника. Независимо от метода расчета необходимо разрабатывать плановый баланс рабочего времени одного работника в днях и часах.
Основой для расчета планового баланса являются отчетные данные за прошлый год с учетом мероприятий на сокращение потерь рабочего времени.
Баланс рабочего времени одного работника устанавливает среднее число часов, которые он должен отработать в течение планового времени.
Баланс составляется в два этапа и включает:
1) расчет среднего количества явочных дней рабочего в течение планового времени;
2) расчет средней продолжительности рабочего дня рабочего.
Среднее количество рабочих часов, которые должен отработать рабочий в течение планового времени определяется как произведение этих двух величин.
Плановый баланс рабочего времени включает:
§ календарный фонд времени в днях - 365 дней для годового баланса рабочего времени;
§ номинальный фонд времени в днях – это календарное время за вычетом невыходов на работу по уважительным причинам;
§ эффективный фонд времени – номинальное время за вычетом невыходов на работу по уважительной причине;
§ средняя продолжительность рабочего дня. Определяется как средневзвешенная величина с учётом разной длительности рабочего дня для различных категорий рабочих. Сокращённый рабочий день имеют:
ü рабочие, занятые на особо тяжёлых работах;
ü подростки;
ü кормящие матери.
Учитываются также сокращённые часы работы в предпраздничный день.
§ эффективный фонд рабочего времени в часах. Определяется путём умножения эффективного фонда времени в днях на среднюю продолжительность рабочего дня.
Невыходы на работу по уважительным причинам исчисляются следующим образом:
1. Очередные дополнительные отпуска. Определяются в соответствии с установленным для каждой категории рабочих продолжительностью отпусков.
2. Другие невыходы, связанные с выполнением государственных и общественных обязанностей, определяется на основе отчётных данных за предшествующий период с учётом изменений в составе работников, ожидаемых в плановом периоде.
3. Невыходы по болезни также определяются на уровне факта прошлого года с учётом улучшения санитарно-гигиенических условий и медицинского обслуживания в плановом периоде.
Исходными данными для определения требуемого количества рабочих являются:
Ø производственная программа на плановый период;
Ø норма времени и норма выработки;
Ø трудоёмкость производственной программы;
Ø организационно-технические мероприятия по уменьшению трудоёмкости;
Ø отчётные или расчётные данные коэффициента выполнения норм;
Ø баланс рабочего времени.
Отдельно выполняется расчёт плановой численности рабочих-сдельщиков и повременщиков. Плановая численность рабочих-сдельщиков рассчитывается исходя из нормативной трудоёмкости на запланированный объём работ. Эффективного фонда рабочего времени и коэффициента выполнения норм. Расчёт выполняется по следующей формуле:
ЧР= | Т |
ФВ*Кн |
, где
Т – трудоёмкость производственной программы;
ФВ – плановый эффективный фонд рабочего времени одного рабочего;
Кн – коэффициент выполнения норм в плановом периоде.
Плановая численность рабочих-повременщиков рассчитывается по агрегатам или по рабочим местам:
ЧР= | А*С*Кс |
Но |
, где
А – количество рабочих агрегатов или других объектов обслуживания, в штуках;
С – число смен в сутки;
Кс – коэффициент приведения явочной численности к списочной численности;
Но – норма обслуживания, т.е. это количество единиц агрегатов, оборудования, производственных площадей, обслуживаемых одним рабочим или группой рабочих.
При планировании численности тех вспомогательных рабочих, для которых не может быть установлен ни объём работ, ни норма обслуживания, применяется расчёт по количеству рабочих мест (кладовщики, крановщики). В этом случае для расчёта используется следующая формула:
ЧР=М*С*Кс, где
М – число рабочих мест.
В МУЖЭПах численность рабочих определяется в соответствии с нормами обслуживания. Выделяются при этом 2 группы работников:
1. Работники по текущему ремонту.
2. Работники по обслуживанию.
В нормах затрат труда приняты следующие единицы измерения:
a) на 1м2 кровли – для кровельщиков;
b) на 1м2 жилой площади – для плотников, столяров, штукатуров, каменщиков и т.д.;
c) число квартир – для слесарей, электромонтёров.
Нормы для плотников, столяров, штукатуров различаются в зависимости от срока эксплуатационного здания и материала стен здания. Численность обслуживающего персонала (дворники, водители тротуарно-уборочных машин, уборщицы, лифтёры) определяются исходя из норм обслуживания.
При планировании численности рабочих по текущему ремонту для этих работников составляется баланс рабочего времени. Работников распределяют на текущий осмотр, профилактический ремонт и на непредвиденный ремонт. Для расчёта рабочего времени на осмотры установлены определённые нормы в год в человеко-часах. Затраты времени на профилактический ремонт определяется по опыту прошлых лет на каждое здание, включаемое в план ремонтных работ.
Для расчёта численности обслуживающего персонала (дворники, уборщицы, лифтёры и др.) используются типовые нормы, причём выделяют нормы на ручную и механизированную уборки. Нормы на ручную уборку дифференцированы в зависимости от покрытия дорог (асфальтированные, грунтовые и т.д.), а также в зависимости от интенсивности пешеходного движения. Нормы по механизированной уборке дифференцированы в зависимости от типа машин и устанавливаются при средних скоростях движения.
Планирование численности руководителей, специалистов, служащих.
Планирование численности руководителей, специалистов, служащих осуществляется на основе:
1. Трудоёмкости управления.
2. Нормативного метода.
3. По числу рабочих мест.
Метод трудоёмкости управления основан на нормативной трудоёмкости. Для расчёта численности трудоёмкость этой группы работников делится на фонд рабочего времени. В связи с тем, что труд руководителей не нормируется, рассчитать трудоёмкость невозможно, поэтому этот метод практически не используется.
Нормативный метод предусматривает разработку нормативов численности по функциям управления. Для этого весь управленческий персонал классифицируется по группам в зависимости от выполняемых функций. По каждой функции управления определяются основные факторы, влияющие на численность. В этом случае нормативы численности в зависимости от выбранных факторов могут определяться в виде таблиц или номограмм. Номограммы дают возможность определить численность специалистов и служащих для любого значения фактора в пределах установленного диапазона. Чаще всего на практике плановая численность руководителей определяется по нормативам управляемости (числа подчинённых), а специалистов и служащих – по нормативам численности на 100 человек.
Недостаток в том, что трудоёмкость целого ряда процессов управления не зависит от численности рабочих или численности подчинённых.
По числу рабочих мест. Сначала разрабатывают организационную структуру управления и производственную структуру, а затем штатное расписание каждого структурного подразделения. Ежегодно штаты руководителей, специалистов и служащих уточняются с учётом новых задач и развития предприятия.
Численность руководителей, специалистов и служащих муниципальных предприятий подрядчиков, занятые содержанием и ремонтом жилого фонда определяется на основе рекомендаций по нормированию труда работников в жилищном фонде (часть 4).
При расчёте плановой численности выделяются две группы работников управления:
1. Общее руководство.
2. Техническая эксплуатация жилого фонда.
К общему руководству относится следующий рекомендуемый перечень должностей: руководитель и его заместитель, главный бухгалтер, главный инженер, заведующий складом, экономист, инженер-программист, юрист-консультант, бухгалтер, инспектор по кадрам, кассир, секретарь руководителя и т.д.
Рекомендуемая нормативная общая численность этой группы работников определяется в зависимости от обслуживаемой общей площади жилого фонда. Например, если площадь до 50 тыс. м 2, то устанавливается от 4 до 6 человек; если от 501000-100000 м 2 – то 18-22 человека.
Вторая группа руководителей, осуществляющая техническую эксплуатацию жилого фонда, делится на 2 группы:
Ø работники производственно-технических структурных подразделений (начальники отделов, инженеры, техники). Их численность также устанавливается исходя из общей площади жилого фонда. Например, если общая площадь до 50000 м 2, то 1 человек; если 901000-1000000 м 2 – 78 человек.
Ø Руководители линейных структурных подразделений (начальники участков, мастера-техники). Их численность также устанавливается в зависимости от общей площади жилого фонда. Нормативная численность составляет до 25000 м 2 – 1 человек; от 351000-500000 м 2 – 5-6 человек
Тема 4. Особенности планирования оплаты труда на предприятиях городского хозяйства.
Существуют два подхода к планированию фонда оплаты труда:
1. Начисление заработной платы.
2. Распределение дохода предприятия между работниками после погашения материальных затрат, налогов и обязательных отчислений.
В первом случае планирование характерно для государственных и муниципальных предприятий, во втором – для частных предприятий.
1. Здесь заработная плата гарантирована. Плановый фонд заработной платы устанавливается с помощью нормативных методов. Плановый фонд заработной платы нормируемым методом имеет три разновидности:
a) Нормативно приростной метод расчёта фонда заработной платы;
b) Уровневый;
c) Аналитический.
При нормативно приростном расчёт планового фонда заработной платы осуществляется по следующей формуле:
ФОТпл= | ФОТф | *Qф |
Qф |
, где
ФОТф – фактический фонд заработной платы за отчётный год.
Qф – фактический объём работы или услуг за отчётный год.
Q – плановый объём работы или услуг.
При уровневом методе устанавливается нормативная заработная плата на единицу продукции или услуги на основе данных прошлого года. Норматив заработной платы рассчитывается по следующей формуле:
Нзп= | ФОТф | * | 100 + ∆ ЗП |
Qф | 100 + ∆ ПТ |
, где
∆ ЗП – прирост заработной платы, в %, который намечается в следующем году;
∆ ПТ – прирост производительности труда.
Аналитический метод расчёта фонда заработной платы делится на две разновидности:
§ Прямой расчёт по каждой категории. Отдельно рассчитывается фонд оплаты труда по рабочим сдельщикам, повременщикам и руководителям, специалистам и служащим, находящихся на окладах. Для расчёта фонда заработной платы рабочих сдельщиков общий объём продукции или услуг каждого вида умножают на сдельные расценки. Плановый фонд оплаты труда рабочих повременщиков определяется путём умножения среднесписочной численности рабочих повременщиков на фонд рабочего времени одного рабочего и на соответствующие тарифные ставки. Фонд заработной платы рабочих, имеющих должностные оклады, определяется путём умножения размера должностного оклада на среднесписочную численность по каждой должности на 12 (по числу месяцев в году).
§ Косвенный расчёт. Характеризуется тем, что фонд заработной платы определяется путём умножения норматива затратоёмкости на объём работ и на коэффициент сложности работ.
Тарификация рабочих, имеющих тарифно-квалификационные разряды, осуществляется в диапазоне от 1-го до 8-го разряда. Общий фонд заработной платы распределяется между рабочими и фиксируется в штатном расписании.
Должностные оклады руководителям устанавливаются в фиксированной сумме в зависимости от списочной численности работников, причём должна учитываться сложность управления, техническая оснащённость и объём производства. Для этой цели рекомендуется использовать показатели, позволяющие отнести предприятия ЖКХ к группам по оплате труда. Всего предусмотрено шесть групп. В специальной методической рекомендации по оплате труда в ЖКХ приводятся коэффициенты, которые дополнительно учитывают в зависимости от группы оплаты труда сложность управления, техническую оснащённость и объём производства.
Тема 5. Планирование себестоимости услуг на предприятиях городского хозяйства.