Задании 1.6. Манипулирование листами
Аннотация
Методические указания «электронные таблицы Microsoft Excel» предназначены для приобретения и закрепления навыков работы с приложением Microsoft Excel на занятиях по дисциплине «Информатика» студентами специальностей МТЗ, СТЗ, ГТЗ, ГРЗ, ГБЗ».
Методические указания содержат рекомендации для решения прикладных задач обработки данных и рассчитаны на 7-8 занятий по следующим темам:
1. интерфейс Microsoft Excel;
2.ввод данных;
3. форматирование данных
4. вставка объектов
5. Вычисления в таблицах Microsoft Еxcel
Каждое занятие содержит ряд заданий и упражнений. Для закрепления полученных навыков студентам предлагается выполнить задание, которое позволяет преподавателю оценить уровень подготовки каждого студента.
Занятие №1
Интерфейс Microsoft Excel
Задание 1.1Изучить методические указания и выполнить предлагаемые упражнения.
Методические указания
Для представления данных в удобном виде используют таблицы. Компьютер позволяет представлять их в электронной форме, что дает возможность не только отображать, но и обрабатывать данные. Для автоматизации процесса обработки данных на компьютере используются специальные программы, которые называются электронными таблицами.
Основным достоинством электронных таблиц является возможность применения формул для описания связей между значениями различных ячеек таблицы. Изменение содержимого какой-либо ячейки таблицы автоматически приводит к пересчету значений всех ячеек, которые связаны с ней формульными отношениями.
Пусть, например, сформирована таблица, где номера столбцов обозначены буквами A,B,C, а номера строк – цифрами 1,2,3 (рис.1.1).
Рис.1.1. Содержимое таблицы при вводе чисел в ячейки A1,A2,B1,B2.
При изменении, например, значения ячейки A1 с 1 на 2 все значения в ячейках, которые прямо или косвенно зависят от измененной, автоматически пересчитываются в соответствии с заданными формулами (рис.1.2).
Рис.1.2. Содержимое таблицы при изменении значения числа в ячейке A1.
Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования.
Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах, но и в научно-технических задачах электронные таблицы можно эффективно использовать для:
· проведения однотипных расчетов над большими наборами данных;
· автоматизации итоговых вычислений;
· обработки результатов экспериментов;
· построения диаграмм и графиков по имеющимся данным;
· решения уравнений;
· проведения поиска оптимальных значений параметров.
Одним из наиболее распространенных средств работы с документами, имеющими табличную структуру, является Windows-приложение Microsoft Excel.
Задание 1.2. Запустить Excel
Методические указания:
Запуск EXCEL, установленного в среде WINDOWS, осуществляется одним из следующих способов:
- нажимаем Пуск на рабочем столе, выбираем Программы, запускаем EXCEL щелчком левой клавиши мыши;
- выбираем кнопку EXCEL в панели Microsoft Office, запускаем EXCEL;
- выбираем ярлык EXCEL на рабочем столе WINDOWS, запускаем программу двумя щелчками левой клавиши мыши;
- ставим курсор на документ EXCEL (расширение .xls) и два раза щелкаем левой клавишей мыши;
- запускаем EXCEL выбором кнопки в панели быстрого запуска (Quick Start) на рабочем столе.
Задании 1.3. Сделать «Снимок экрана Excel» Создайте графический файл с расширением *.JPG с изображением экрана Excel (используйте клавишу Print Screen, а рисунок отредактируйте в графическом редакторе Paint, выполнив подписи элементов рис 1.3). Файл сохранить как Excel.jpg
Рис 1.3. Вид экрана Excel
Методические указания:
После загрузки EXCEL экран будет выглядеть следующим образом. На рисунке 1.3 показаны основные органы управления редактором. Большую часть экрана занимает пустой лист EXCEL, который представляет собой сетку столбцов и строк. Один лист разделён на 256 столбцов, обозначенных латинскими буквами от A до IV, и пронумерованных по порядку 65 536 строк. Пересечение столбца и строки образует ячейку, имя которой образуется из буквы столбца и номера строки, например, Е21. Та ячейка, в которой мы сейчас работаем (стали курсором и щелкнули левой клавишей мыши), считается активной. Активная ячейка выделяется утолщенной границей и её имя выводится в поле имени.
Совокупность листов образует книгу EXCEL , в которой может находиться до 256 листов. Переход между листами книги осуществляется с помощью ярлыков и кнопок прокрутки. При загрузке редактора обычно отображается три ярлыка для листов (это количество можно менять).
Строка состояния содержит область автовычислений, в которой отображается сумма чисел в выделенных ячейках.
Задании 1.4.
Войти в режим поиска в справочной системе EXCEL. Набрать запрос – "сочетания клавиш". Распечатать интересующие разделы, cкопировать и сохранить в файл Help.doc
Методические указания:
EXCEL снабжен подробной справочной системой, облегчающей обучение и работу в редакторе. Пользователю для получения справки по некоторому вопросу необходимо войти в пункт меню “?” и выбрать Вызов справки:
В строке появившегося окна вводится тема интересующей справки, причем EXCEL находит тему в списке уже при её частичном вводе.
Далее в этом текущем окне нажимают кнопку Показатьи на экран выводится текст соответствующей справки. При желании текст справки можно распечатать, выбрав в меню окна справки Параметры – Печать раздела. Если есть необходимость распечатать или отредактировать и распечатать часть текста справки, можно этот текст скопировать в буфер обмена WINDOWS, а затем вставить, например, в редактор Word. По такой схеме пользователь может составить и распечатать свой собственный справочник лишь по тем вопросам, которые вызывают наибольшие затруднения.
Задании 1.5. Сохранение документа Microsoft Excel
Документ Microsoft Excel называется книгой. По умолчанию Microsoft Excelприсваивает книге стандартное имя Книга1.
Для сохранения книги впервые или повторно, но под другим именем, используется команда меню Файл\Сохранить как…. В этом случае открывается диалоговое окно в котором необходимо указать имя файла, которым книга будет названа. Старайтесь давать книгам осмысленные имена вместо однообразного Книга1, предлагаемого Microsoft Excel.
Упражнение.
1. Дать файлу Книга1 имя Proba1 (в главном меню выбрать Файл\Сохранить как… и сохранить файл с этим именем в своей папке на диске D).
2. Убедитесь, что название файла Книга1 в главном окне Microsoft Excel изменилось на Proba1.
Для сохранения книги под своим текущим именем используется кнопка с пиктограммой на панели инструментов, или команда меню Файл\Сохранить. В этом случае диалоговое окно не открывается и файлу присваивается текущее имя книги.
Внимание! Чтобы избежать потери данных в аварийных ситуациях, связанных, например, с выключением питания, зависании компьютера и т.д., рекомендуется сохранять файл после каждого успешного действия.
Задании 1.6. Манипулирование листами
Книга представляет собой набор листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. В книге отображается только активный лист, с которым пользователь работает в данный момент. Каждый лист имеет имя, которое указано на ярлычке листа. Ярлычки расположены в нижней части книги и позволяют переходить к другим листам данной книги.
Переименование листа.
1-й способ: дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на его ярлычке и набрать новое имя листа;
2-й способ: на ярлычке листа щелкнуть правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбрать Переименовать и набрать новое имя листа;
3-й способ: в главном меню Формат\Лист\Переименовать щелкнуть левой кнопкой мыши и набрать новое имя листа.
Упражнение 1.
1.Переименовать лист с именем Лист1на Упр.1тремя способами.
2.
|
Вставка листа.
1-й способ: в главном меню Вставка\Лист;
2-й способ: на ярлычке любого листа щелкнуть правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбрать Добавить…. В открывшемся окне Вставка на ярлычке Общиеуказать пиктограмму Лист.
Упражнение 2.
1. Переименовать лист с именем Лист2на Упр.2.
2. Вставить лист двумя способами.
3.Сохранить файл.
Перемещение листа.
Отбуксировать ярлычок листа на новое место. При этом новое положение листа отмечается маленьким треугольником между существующих листов книги.
Упражнение 3.
1. Переименовать лист с именем Лист3на Упр.3.
2. Расположить листы в порядке возрастания их номеров.
3.Сохранить файл.
Копирование листа.
Выполнить действия, аналогичные перемещению листа, но с нажатой клавишей Ctrl на клавиатуре. При этом новый лист получает прежнее имя, а в круглых скобках указывается номер очередной копии.
Упражнение 4.
1. Получить несколько копий произвольных листов.
2.Сохранить файл.
Удаление листа.
1-й способ: в главном меню Правка\Удалить лист;
2-й способ: на ярлычке удаляемого листа щелкнуть правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбрать Удалить.
Если необходимо удалить сразу несколько листов их сначала последовательно выделяют, удерживая клавишу Ctrl на клавиатуре.
Упражнение 5.
1. Удалить любые листы разными способами.
2.Сохранить файл.
Вопросыдля самоконтроля
1. Как переименовать книгу и сохранить ее?
2. Как сохранить книгу под текущим именем?
3. Как переименовать лист?
4. Как вставить новый лист в книгу?
5. Как переместить ярлычок листа на новое место?
6. Как скопировать лист?
7. Как удалить лист из книги?
8. Как удалить сразу несколько листов из книги?
Занятие №2
Ввод данных
Задание 2.1. Создать таблицу «Расчеты» согласно ниже приведенному описанию.
Введите в ячейку А1 (просто наберите) текст Список студентов. Обратите внимание, что те же слова появились наверху в строке формул. То, что вы их напечатали, не означает, что они введены. Данные считаются введенными:
· после нажатия клавиши [ENTER] в строке формул;
· после перемещения курсора стрелками или мышью в другую ячейку.
Способ выбирается в зависимости оттого, что вы собираетесь делать после их ввода: если работать с ячейкой ниже - [ENTER], переместиться в другую -стрелками или мышью.
Перейдите в ячейку В1. Введите в неё цифру 1. Слова из первой ячейки оборвутся, но это только на экране. Перейдите в ячейку А1 - в строке формул виден весь первоначальный текст. Очистите содержимое ячейки В2, переместив в неё курсор и нажав [DELETE]. Вернитесь в А1 и нажмите любую букву с клавиатуры, не вводя её [ESC]. Измените в строке формул слово студентов на студенток(изменения введите). Нажмите [F2] или 2 раза щелкните мышью в ячейке А1, исправьте Список на Зарплата(изменения введите).
В ячейку А2 введите: №, в В2:ФИО, в С2: Деньги, в D2: Налог, Е2: Сумма. Заполните произвольно ячейки с В3 по В7, С3-С7. (У чисел дробная часть через “,” ).
Выделите ячейки с А1 по Е7, для этого мышкой протяните с ячейки А1 до Е7 (курсор мыши должен быть внутри ячейки в виде белого креста), или, начиная с А1 и удерживая [SHIFT], стрелками. Ячейка, с которой начинается выделение, остаётся белой, но в выделение входит.
Установите размер шрифта 12. Выделите столбец А (щелкнув мышью на его обозначении) и сделайте в нем выравнивание по центру. Строки выделяются так же. Выделение несмежных ячеек делается мышью при нажатой клавише [CTRL].
Попробуйте выделить ячейки А3-А7 и С3-С7. Для снятия выделения достаточно переместить курсор.
Выделите ячейки с А1 по Е1 и с помощью кнопки панели инструментов объедините их и поместите в центре.
В ячейку А3 введите цифру 1, наведите курсор мыши на правый нижний угол прямоугольника табличного курсора – маркер заполнения(он должен принять вид тонкого черного крестика) и, удерживая левую кнопку, растяните на 5 ячеек вниз. Отмените копирование. В ячейку А4 введите цифру 2, выделите ячейки А3,А4 , наведите курсор на маркер заполнения и растяните вниз ещё на 3 ячейки, чтобы в ячейках А3-А7 получились номера от 1 до 5.
Слово Сумма из ячейки Е2 переместите в D8, для этого курсор мыши наведите на рамку табличного курсора (он примет вид белой стрелки) и переместите. Затем скопируйте это слово обратно точно так же, но удерживая клавишу [CTRL].
В ячейке D8 допишите – Итоговая сумма. Объедините ячейки с А8 до D8.
В ячейку D3 введите формулу, вычисляющую налог – 14% от денег, для этого нажмите знак равенства = и укажите, что первый налог вычисляется от ячейки С3, или наберите её имя (латинской буквой), или переместите туда курсор →, или щелкнув в ней (в С3) мышью. После получившегося выражения (=С3), чтобы указать проценты, умножьте все на 0,14 (=С3*0,14) или явно (=С3*14%). Введите и за маркер заполнения скопируйте формулу вниз ещё на 4 ячейки – данные автоматически пересчитаются.
Аналогично в столбце Суммы в Е3 введите формулу =С3-D3 (деньги минус налог) и скопируйте её ниже до Е7. В ячейке Е8 посчитайте итоговую сумму – можно щелкнуть значок Автосуммы и [ENTER].
Измените ширину столбца А, наведя курсор между А и В (между обозначениямистолбцов), и растяните мышью (двойным щелчком, можно по самому длинному слову в столбце автоматически подобрать ширину). Аналогично с другими столбцами.
Выделите ячейки с А1 по Е8, в панели инструментов откройте список кнопки Границы (справа) и выберите границы внутри и снаружи. Выделяя ячейки (одну или группу), измените в некоторых шрифт (размер, цвет, …).
Назовите лист Расчет (2 раза щелкните на названии Лист1 в низу экрана и введите новое имя).
Перейдите на Лист2 и переименуйте его на Дни.
В ячейке А1 введите Количество прожитых дней, в А2 – Родился, в В2 – Сегодня, в С2 – Прожил, в А3 – дату своего рождения по 2 цифры через точку (н-р15.11.71),в В3 – сегодняшнее число, в С3 – формулу: =В3-А3 (В3 и А3 можно выбирать мышью или набрать латинскими буквами). После ввода формулы (курсор мыши в С3) в меню Формат→Ячейки (или [CTRL]+[1]) выберите формат Числовой и Ок. Меняя только дату рождения, можете вычислить дни для других людей. Сохраните книгу под именем Расчёты в своей папке.
Методические указания:
ВВОД ДАННЫХ
Ввод чисел, текста, даты или времени суток имеет ряд общих моментов:
1) укажите ячейку, в которую необходимо ввести данные;
2) наберите данные и нажмите клавишу ENTER (при этом произойдёт переход на следующую строку) или клавишу табуляции (при этом произойдёт переход в следующий столбец);
3) вводимые данные отображаются так же в строке формул, где их можно редактировать и вводить, нажав кнопку Вводв этой строке (значок-галочка). Если при нажатии ENTER ячейка, расположенная в начале следующей строки не становится активной, выберите команду Параметрыменю Сервис, а затем – вкладку Правка. В группе Параметрыустановите флажок Переход к другой ячейке после ввода, а затем из списка в направлении выберите Вниз.