Современная банковская система. Раздел 1 Общая характеристика банков, банковской деятельности и банковской системы

Раздел 1 Общая характеристика банков, банковской деятельности и банковской системы.

1.2. Сущность банков и их роль в экономике

Банк (итал. Banco – скамья) – особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и в платежах. В результате свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, приносящий процент.

Исходя из сущности банковской деятельности, выделим следующие функции банков:

– привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

– стимулирование накоплений в народном хозяйстве;

– посредничество в кредите;

– посредничество в платежах;

– создание кредитных средств обращения;

– посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);

– предоставление консультационных, информационных и других услуг.

Первые четыре функции отражают базовые направления деятельности: банков, а две последние – новые явления в финансовой сфере и расширение видов банковских операций.

Привлечение денежных средств отражает очень важный процесс превращения доходов и сбережений в инвестиции.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны.

Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране.

Стимулирующая политика предполагает:

– установление привлекательных процентных ставок по вкладам;

– высокие гарантии сохранности денежных средств вкладчиков;

– достаточно высокий рейтинг надежности банка и доступность информации о его деятельности;

– разнообразие депозитных услуг.

Посредничество в кредите – важнейшая функция банка как кредитной организации. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. Кредитные операции являются главным источником доходов банка.

Посредничество в платежах – изначальная и основополагающая функция банков. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках, с помощью которых осуществляются все безналичные расчеты. На банках лежит ответственность за своевременное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы – агрегата MQ. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора.

Перемещение реальных денежных ресурсов от кредиторов или накопителей – лиц, имеющих сбережения, к заемщикам происходит либо прямо путем приобретения ценных бумаг, либо косвенно через банки и другие кредитные организации. В отечественной практике преобладает второй способ.

Инвестирование через посредников имеет ряд преимуществ:

– кредитные институты подключены к обширным коммуникационным сетям, что снижает издержки кредитования;

– профессиональная деятельность позволяет снижать кредитные и финансовые риски;

– профессионалы финансового рынка обеспечивают более эффективное распределение ресурсов на макроэкономическом уровне и обеспечивают более высокую доходность инвестору.

Современная банковская система

Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране. В соответствии с основополагающим законом - Законом о банках - банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, что позволяет говорить о двухуровневой банковской системе.

К первому уровню относится Банк России. Основными его функциями являются банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков.

Ко второму уровню относятся все виды кредитных организаций (банки и небанковские кредитные организации), в том числе кредитные организации с иностранным участием и филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система Российской Федерации

Уровень Вид субъектов банковской системы
Первый уровень Банк России. Основными его функциями являются банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков
Второй уровень Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации),в том числе кредитные организации с иностранным участием и филиалы и представительства иностранных банков

Банковские системы отдельных стран имеют свою специфику, но в то же время существуют общие закономерности их формирования и развития.

В настоящее время в большинстве стран действует, так называемая, двухъярусная система, включающая наличие центрального эмиссионного

банка и сети различных коммерческих и специализированных банков. Впервые такая система сформировалась в Великобритании в 1694 году. В этот год Банк Англии получил монопольное право на эмиссию денег.

По критерию права собственности банки и другие кредитно-финансовые институты делятся на:

– государственные кредитные и кредитно-финансовые институты;

– частные кредитные и кредитно-финансовые институты;

– кооперативные;

– смешанные (представляют разные формы собственности).

К первой группе относятся все центральные банки и отдельные КБ или специализированные институты, национализированные полностью или путем приобретения государством контрольного пакета акций.

Частные финансовые институты могут быть образованы на основе любой формы собственности. В международной практике преобладает - акционерная форма банковской организации.

По характеру деятельности банки делятся на коммерческие (КБ) и специализированные. КБ, как правило, универсальные.

Универсальные банки выполняют все виды кредитных, расчетных и финансовых операций.

Специализированные банки ограничивают количество банковских операций 1-3 видами услуг или выделяют один из видов деятельности. Эти банки классифицируются в основном по трем критериям:

– функциональный;

– отраслевой;

– по клиентам

Вместе с тем в сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые не входят в банковскую систему Российской Федерации.

Прежде всего к ним можно отнести Агентство по страхованию вкладов, которое, как и его предшественник (Агентство по реструктуризации кредитных организаций), является государственной корпорацией - некоммерческой организацией. Его основной целью является обеспечение функционирования страхования вкладов. Для ее реализации Агентство организует учет банков (ведет их реестр), осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляет учет требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения, размещает или инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

– Кроме того, законодатель выделяет союзы и ассоциации кредитных организаций, которые являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на защиту и представление интересов своих членов, координацию их действий, развитие межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработку рекомендаций по осуществлению банковской деятельности. Среди действующих ассоциаций можно выделить Ассоциацию российских банков, Ассоциацию региональных банков Российской Федерации.

– В соответствии с действующим российским законодательством банковская группа и банковский холдинг не являются юридическими лицами и должны рассматриваться как неформальное объединение нескольких юридических лиц для достижения определенной цели. Основным отличием банковской группы от банковского холдинга является то, что членами банковской группы выступают исключительно кредитные организации, в том числе его головная организация. В свою очередь, в банковском холдинге могут участвовать как кредитные, так и некредитные организации, при этом его головной организацией может являться только некредитная организация. Вместе с тем Банк России ведет учет субъектов, не входящих в банковскую систему. Союзы и ассоциации подлежат регистрации ЦБ РФ в уведомительном порядке в течение одного месяца с даты их образования. Головная организация банковской группы или холдинга также уведомляет Банк России о создании банковской группы или холдинга

Кредитная система
Небанковские организации
Банки
Почтово-сберегательные
Специализированные кредитно-финансовые институты
Эмиссионные
ЦБ   региональные ЦБ
· инвестиционные фонды; · пенсионные фонды; · лизинговые К0; · факторинговые К0; · ломбарды; · кредитные товарищества и союзы; · страховые общества; · расчетные (клиринговые) центры; · и др.
Неэмиссионные
Универсальные КБ
Специализированные*
Функциональная специализация
Отраслевая специализация
Клиентская специализация (по клиентам)
· Инвестиционные; · Инновационные; · Ипотечные; · Сберегательные; · Учетные; · Страховые; · и др.
· Промышленные; · сельскохозяйственные; · торговые; · строительные; · внешнеторговые; · и др.
· потребительские (сберегательные) для физических лиц; · отраслевые – только для обслуживания юридических лиц; · и др.

Схема 1. Структура кредитной системы

.

Этапы формирования современной банковской системы РФ

Современная российская банковская система начала развиваться с в конце 80-х годов. Начало реформы командно-административной системы в банковском секторе экономики относится к 1987 г., когда Правительственным постановлением Госбанк СССР (ГБ) лишался своих монопольных функций:

· отстранение от работы с клиентурой – госпредприятиями, на ГБ возлагались функции, выполняемые во всех странах Центральными банками. ГБ должен был осуществлять управление банковской системой посредством координации деятельности государственных специализированных банков;

· на основе прежней сети государственных банков (ГБ СССР, Стройбанка СССР, Внешторгбанка СССР и сберегательных касс) было создано пять государственных специализированных банков:

– Внешэкономбанк СССР;

– Промстройбанк СССР;

– Агропромбанк СССР;

– Жилсоцбанк СССР;

– Сберегательный банк СССР.

Общее руководство осуществлял консультативный Совет банков во главе с председателем правления ГБ СССР. Отраслевая специализация обеспечивала их непосредственное подчинение Совету Министров СССР – Правительству.

Реорганизация банковской системы носила административный характер и не предполагала сущностных принципиальных изменений в банковском деле, однако, она породила борьбу между спецбанками за ресурсы государственного единого ссудного фонда. Ближайшее будущее потребовало углубления процессов реформирования банковской системы.

I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг.

Летом 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков и обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью (ТОО) на паевых началах. К началу 1990 г. было зарегистрировано более 300 кооперативных и коммерческих банков (КБ).

Это были банки, работающие на принципе коммерческого расчета – принципе рыночной экономики, при создании этих банков Спецбанки часто выступали в качестве учредителей – пайщиков КБ.

Неизбежность углубления рыночных преобразований в экономике была в этот период очевидна. Наряду со Спецбанками и КБ стали появляться отраслевые, так называемые «министерские», или, по международной банковской терминологии, «карманные» банки.

Процесс формирования банковской системы рыночного типа сдерживался сохранением монопольного положения Государственного Банка в области денежно-кредитного регулирования и несоответствием законодательной базы экономическим реалиям.

Разработка и принятие в декабре 1990 г. законов РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР», а также принятие в 1991 г. ЦБ РСФСР ряда нормативных документов по регулированию деятельности КБ положили начало новому этапу качественных преобразований банковской систем России.

Главный итог I этапа – создание двухуровневой банковской системы.

Внешторгбанк
ЦБ РФ – Банк России
Сбербанк
Коммерческие банки

Схема 2. Двухуровневая банковская система

II этап реформы банковской системы России хронологически точно не определен. Он начинается с 1991 г., а период завершения трактуется по-разному. По мнению автора, он длится по настоящее время, но включает подэтапы, имеющие собственные качественные характеристики.

С августа 1991 г. по 1995 г. – период, который характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор. К началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков и 5500 филиалов КБ (без Сбербанка России). Доля банков в доходах увеличилась с 2,2% ВВП в 1991 г. до 7,4% ВВП – в 1994 г. Банки интенсивно наращивали свои активы. В 1995 г. уже шесть российских банков входили в число 1000 крупнейших банков мира.

Основные характеристики банковского сектора экономики:

– стихийный быстрый рост числа КБ с количественным преобладанием средних и мелких кредитных учреждений и нерациональной географией размещения. К началу 1995 г. 43,6% всех банков были сосредоточены в центральном регионе, 1/3 всех банков составляли банки Москвы, в том числе более 1/2 крупнейших;

– абсолютное преобладание универсальных КБ, специализация развита слабо. Банки сориентированы на быстрое переключение деятельности на сверхдоходные операции;

– большинство банков маломощные. Более 60%' КБ имели уставный капитал до 1 млрд. рублей и слабую депозитную базу, предпочитая заемные средства на межбанковские кредиты (МБК) привлеченным ресурсам как более трудоемким и дорогим – отсутствие устойчивой ресурсной базы;

– низкий профессионализм сотрудников вновь созданных банков перекрывался высокими инфляционными доходами;

– ограничение деятельности банков сферой денежного рынка (МБК, валютный, с 1994 г. – рынок ГКО) и последовательное сокращение операций по обслуживанию реального сектора экономики. Доля долгосрочного кредитования в кредитных операциях банков составляла в 2002 г. около 4%;

– рост числа правонарушений в банковской сфере.

Таким образом, быстрый количественный рост КБ и высокий уровень доходов не отражали устойчивость и надежность молодой банковской системы. Для этого было достаточно причин объективного и субъективного характера.

Главные причины:

– макроэкономические – высокий уровень инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства, нарастание структурного неравновесия в экономике, сокращение реальных доходов населения, слабость платежной системы и др.;

– несовершенство банковского законодательства – отсутствие ряда важнейших законов, регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, наличие существенных противоречий в действующем законодательстве;

– слабость и противоречивость денежно-кредитной политики и надзорной деятельности Банка России;

– неравновесная, деформированная институциональная структура банковского сектора.

Отличительные черты институционной структуры банковского сектора экономики

1. По происхождению выделяются следующие группы банков:

· государственные и полугосударственные (Сбербанк РФ, Внешторгбанк, Внешэкономбанк);

· преобразование из бывших Сбербанков – системы Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка в КБ, но по-прежнему связанные и опирающиеся, в большей или меньшей степени, на государственную поддержку (Промстройбанк, Уникомбанк, Возрождение и др.);

· корпоративные – формировались, как правило, на отраслевой основе, "министерские" банки (Авиабанк, Автобанк, Промрадтехбанк и т.п.). Для банков, связанных с достаточно устойчивыми отраслями, открывалось много преимуществ, в том числе по использованию средств госбюджета, перечисляемых для обслуживания этих отраслей. Банки, обслуживающие предприятия гибнущих отраслей часто становились и становятся банкротами;

· новые КБ, не имеющие советского прошлого, а, следовательно, не имеющие государственной поддержки, оказались в самом тяжелом положении – без опыта, связей и сильной ресурсной базы. Эти банки неоднородны по своей структуре, как по размерам, так и по характеру деятельности. Многие из них криминализированы.

В ходе конкурентной борьбы из этих групп сформировалась банковская элита, включающая примерно два десятка крупнейших банков национального уровня и региональные элитные банки.

2. Неравномерное распределение финансового капитала. На долю крупнейших банков приходится в настоящее время 1/3 активов банковской системы, они тесно сращиваются с ее естественными монополистами – предприятиями. Топливно-энергетические комплексы (ТЭК), связи и т.п.;

3. Наиболее устойчивые в финансовом отношении КБ имеют тесные связи с властными структурами, следовательно, имеют доступ к важной экономической информации и ресурсам госбюджета;

4. Банковский сектор имел и имеет слаборазвитую инфраструктуру.

Этот сложный период становления банковской системы рыночного типа завершился первым банковским кризисом в августе 1995 г.

Банковский кризис 1995 г. по форме проявился как кризис рынка межбанковских кредитов (МБК). Официально он был классифицирован ЦБ РФ не как системный кризис, а как "временная проблема ликвидности ряда банков". Большинство специалистов банковского дела определили и обосновали ситуацию массовой неплатежеспособности банков и снижение банковской ликвидности за 1995 г. вдвое как начало системного банковского кризиса.

Анализ вышеуказанных причин нестабильности системы привел специалистов к выводу о значительной доле вины государства и ЦБ в развитии кризиса.

Август 1995 г. – по 1998г.

Банковский кризис 1995 г. завершил процесс количественного роста банковской системы и четко обозначил необходимость перехода ее развития на новую ступень. (сокращение числа КБ с 2500 в 1995 г. до 1675 к началу 1998 г., что вызвано отзывом лицензий у большого числа ненадежных банков и замедлением процесса образования новых)

Последующий период характеризуется существенной трансформацией кредитной системы России.

Основные черты:

– устойчивый рост числа крупных кредитных организаций с объявленным уставным капиталом свыше 30 млрд. руб.;

– усиление концентрации и централизации банковского капитала, в значительной части за счет слияний и поглощения мелких, слабых банков (совокупные активы 30 крупнейших банков. составили 60% от активов банковской системы);

– совершенствование банковского законодательства путем обновления действовавших законов ("О Банке России", "О банках и банковской деятельности") и принятия новых;

– активизация деятельности ЦБ РФ по повышению надежности банковской системы, ужесточение системы банковского контроля и надзора;

– снижение возможностей банков в получении сверхвысоких доходов на финансовых рынках и, как следствие, резкое сокращение балансовой прибыли;

В сентябре 2008 г. - третий банковский кризис. В целях восстановления нормального функционирования банковской системы и ее реструктуризации в 1999 г. было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям, направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации.

На 1 февраля 2010 г. было зарегистрировано 1058 кредитных организаций. Подчеркнем, что в настоящий момент в Российской Федерации сохраняется тенденция сокращения количества зарегистрированных кредитных организаций. Так, например, на 1 января 2004 г. было 1666 зарегистрированных кредитных организаций.

Оценивая итоги развития банковской системы как неоднозначные, Центральный банк РФ считает, что преобладают позитивные тенденции, происходит повышение ее стабильности и надежности, однако, это не исключает возможность возникновения кризисных ситуаций.

Наши рекомендации