Организация: характеристики и признаки, виды организаций
Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Основные понятия менеджмента
Менеджмент (от англ. Management) – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «manus» – «рука» и первоначально относилось к сфере управления животными. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.
В современной экономической, особенно переводной, литературе, термины «менеджмент» и «управление» являются синонимами. Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер. Фундаментальный оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:
1. Способ, манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умение и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.
В России понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в 80 – 90-х годах ХХ века. Переход от административно-командной системы управления к рыночной вызвал необходимость пересмотра всей сложившейся ранее системы управления, в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения материальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра. Нужно было менять всю систему подчинения и контроля, фундаментом которой являлись централизм, народный контроль и т.д.
Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: более демократические методы работы; новые взаимоотношения «руководитель – подчиненный»; возникновение конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь максимальную выгоду от предпринятого дела [1].
Менеджмент как наука и искусство управления. В ХХ веке менеджмент определился как самостоятельная сфера знаний, наука со своим предметом, специфическими проблемами и методами их решения. Были сформулированы концепции, теории, принципы.
Менеджмент с научной точки зрения объясняет природу управленческого труда, формирование причинно-следственных связей, устанавливает факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается менее конфликтным, более эффективным и продуктивным.
Упорядоченные знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления. Важным качеством специалиста-менеджера является наличие у него организаторских способностей, умения оценивать ситуацию, работать как с отдельными людьми, так и с коллективом. Только сочетание высокой профессиональной подготовки, практического опыта и управленческого таланта является залогом успешной работы менеджера. Таким образом, менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый динамичный процесс, при котором постоянно обновляемые научные знания внедряются в практику управления.
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена продукцией и информацией и включает: управление производством, управление маркетингом, финансовой деятельностью, кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.
Таким образом, предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
Менеджмент, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.
Менеджмент может быть рассмотренкак вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.
«…Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента…».
Так писал Питер Друкер, родоначальник менеджмента как систематизированной дисциплины, который еще в 50-х годах ХХ столетия сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития.
Менеджмент определяется как процесс, в результате которого формируются и функционируют различные организации, а управление ими осуществляют менеджеры, формулируя цели и предлагая способы их достижения.
В ходе управления осуществляется формирование, восприятие, передача, обработка и хранение определенной информации. Следовательно, управление – информационный процесс. Указанные пять стадий информационного процесса реализуются в виде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.
Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это и является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей – менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
Менеджмент рассматривается как иерархическая организа-ционная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.
Менеджмент может рассматриваться и как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) [1].
Категории менеджмента
Наука и практика менеджмента развивались одновременно с развитием общественного производства и экономикой. Менеджмент сочетает в себе научные и практические основы управленческой деятельности, которые внедряются в общественную и прежде всего в экономическую жизнь, с учетом существующих в ней закономерностей и особенностей [1].
Обычно термины «управление» и «менеджмент» являются синонимами. На самом же деле, термин «управление» применяется к различным видам человеческой деятельности, например, управление любыми техническими средствами и т.п. А термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и персоналом.
Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только емукатегорииинаучные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:
1. Управление — как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей.
2. Объект управления — люди, техника и технологии, предприятие и др. В общем виде объект – это вид деятельности менеджера, в которой он осуществляет планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль, т.е. выполняет свои функции, например:
– техническая деятельность, т.е. процесс производства;
– коммерческая деятельность – закупки, сбыт и обмен;
– финансовая деятельность – привлечение, учет и рациональное расходование денежных средств;
– административная деятельность – организация,планирование,координация, воздействие на работников и контроль.
3. Субъект управления — личность или кибернетическое устройство; на предприятии это, как правило, менеджер.Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Он занимает постоянную должность и обладает полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.
4. Организация как сфера деятельности менеджера.
5. Функции менеджмента – планирование, координация, мотивация и контроль.
6. Стиль управления и др.
Содержание и формы менеджмента:
Высший менеджмент – это руководители, первые заместители по функциональным областям деятельности: НИОКР, производству, сбыту и т.п.
Средний менеджмент – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия; включает до 60% всех менеджеров предприятия.
Низший (низовой) менеджмент – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.).
В менеджменте как науке обозначились соответствующие разделы:
– методологические основы научного управления;
– организационные и управленческие структуры;
– процесс управления, кадровый менеджмент;
– стратегическое управление, инновационный менеджмент;
– управление процессом международной экономической интеграции и др.
Виды и методы менеджмента
В той или иной степени подлежат управлению все виды производственной и общественной деятельности человека. Человек управляет прежде всего собой, своими действиями, эмоциями, поведением и т.д. В быту и на производстве он управляет приборами и механизмами, а также деятельностью других людей. Однако в то же время он сам является объектом управления. Например, управление океанским лайнером, подводной лодкой или самолетом осуществляется с помощью управления приборами и устройствами, установленными на них. Действия специалистов, осуществляющих управление техникой, в свою очередь являются объектом управления для других людей, которые работают в портовых или аэродромных службах и занимаются наведением, оповещением, навигацией и метеорологией. Все данные службы также управляются своими руководителями и т.д. Возникает сложная система управления, подчинения низших звеньев управления средним, а средних – высшим. Виды управления различаются по степени его сложности. Например, управление группой людей, занятых уборкой овощей, и управление компьютерной техникой или информационными системами значительно отличаются по степени сложности, специальности и квалификации управляющих.
В сфере материального производства можно выделить следующие виды управленческой работы:
– производственный менеджмент (управление производством) предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие виды операций: выбор основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска продукции или оказания услуг, расстановка людей, организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.;
– менеджмент снабжения и менеджмент маркетинга (управление снабжением и сбытом произведенной продукции) призваны посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта связать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляются следующие операции: заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля. Сюда же необходимо отнести и управление маркетингом, осуществляющее изучение рынков сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, конъюнктуру рынка, выработку ценовой политики и организацию рекламы;
– финансовый менеджмент – управление финансовой деятельнос-тью или управление финансовыми потоками организации) – формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.;
– кадровый, или персональный менеджмент (управление кадрами), связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации, то есть решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологического климата на предприятии, организация работы с профсоюзами в разрешении трудовых споров и конфликтов;
– инновационный менеджмент (управление инновациями) – это организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления. Инновации (нововведения) являются одной из главных проблем менеджмента. Новые системы управления должны быстро и эффективно осваивать новые прогрессивные методы (экономические, организационные, управленческие и т.д.). Любая фирма должна быть ориентирована на постоянное обновление;
– управление эккаутингом («управление издержками») позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности. Это предполагает выполнение следующих операций: сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.
Организация: характеристики и признаки, виды организаций
Организация – объединение индивидуумов в единое целое для совместного труда. Данный термин обычно употребляют для обозначения:
а) совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
б) внутренней упорядоченности автономных частей целого.
Понятие организации применяется как в отношении биологических объектов, так и в отношении социальных и технических объектов, например, промышленных предприятий, отдельных производств, систем управления и т.п.
Основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Исходя из этого организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института [3].
Любую организацию можно назвать системой. Система – объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в него элементов. Система может быть открытой и закрытой. Открытая система – это система, обладающая внешним источником энергии или принимающая извне ресурсы для своего существования. Закрытая система имеет источник энергии внутри себя и не нуждается в подпитке извне.
Таким образом, организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов (рис. 1.1):
– получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
– изготовление продукта;
– передача продукта во внешнюю среду.
Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из них прекращается, то организация уже не сможет существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту.
Любую организацию можно охарактеризовать по следующим признакам и характеристикам (рис. 1.2):
–
количественная определенность – необходимость минимального количества сотрудников;
– обособленность – «границы», которые отделяют одну организацию от других и создают целостность системы, несмотря на взаимодействие с внешней средой;
– управляющий, руководящий и координирующий центр – управленцы разных уровней, начиная с начальника смены и заканчивая генеральным директором и советом директоров;
– наличие общих целей и задач, ради которых создается конкретная организация. Цели – это конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится трудовой коллектив. Задачи – это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;
– ресурсы – целью всякой организации является преобразование ресурсов, которые используются для достижения ею тактических и стратегических целей;
– зависимость от среды – ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних условий, т.е. от условий, которые возникают в окружающей среде независимо от деятельности организации и так или иначе воздействуют на нее;
– подразделения или структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, позволяющей с наибольшей эффективностью достигать целей организации;
– разделение труда – некоторая организация трудовых ресурсов (людей) для наиболее эффективной работы;
– технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых результатов и преобразований в материалах, информации и людях.
Виды организаций
Видовая классификация организаций в настоящее время учитывает отношения собственности в сфере производства и финансов, информатики, в сфере распределения общественного богатства, владения, распоряжения и использования средств потребления и производства.
Наиболее распространена классификация организаций по ее организационной структуре.
Организационная структура – это один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления следует понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами [4].
По виду организационной структуры можно выделить следующие типы организаций:
Фирма – экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования, имущественно, социально и организованно самостоятельный участник хозяйственной деятельности. Рыночная деятельность осуществляется на базе различных видов собственности: государственной, частной, кооперативной и т.д. различают следующие основные разновидности фирм:
- Брокерская – посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов.
- Венчурная – инвестиционная фирма, осуществляющая научные исследования, инженерные разработки.
- Инвестиционная – занятая инвестициями в производство и ценными бумагами.
- Инжиниринговая – специализируется на предоставлении инженерно-консультативных услуг.
- Инновационная – отрабатывает новые технологии.
- Производственная.
- Торговая.
- Риэлтерская – операции в сфере недвижимости.
Компания –объединение физических и юридических лиц, предпринимателей для проведения любой экономической деятельности.
Акционерное общество (АО) – организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Имеет уставной фонд, разделенный на определенное число акций, равное номинальной их себестоимости, участники АО несут ответственность, ограниченную своими вкладами; АО представляет форму предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций; общая номинальная стоимость акций составляет уставной фонд. Высший орган АО – общее собрание акционеров.
- акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) распространяет свои акции по закрытой подписке своих учредителей;
- акционерное общество открытого типа (АООТ) реализует свои акции посредством открытой продажи.
Корпорация – организация, имеющая статус юридического лица и ее собственники. Может принадлежать одному лицу или нескольким (как правило, семейный бизнес). Часто корпорации объединяют предприятия одного типа, что приводит к монополизации промышленности. Текущими делами управляет правление и наблюдательный совет. Способствует концентрации инвестиционного капитала, обеспечивает научно-техническое развитие и непосредственно влияет на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности.
Холдинговые компании – создаются с целью владения контрольным пакетом ценных бумаг, главным образом промышленных фирм. В данном случае преобладает функция контроля, т.к. контролируя промышленную компанию, которая имеет участие в ряде других фирм и кредитно-финансовых учреждений, можно полностью или частично контролировать всю цепь этих компаний. Часто используется для проведения единой политики и для ускорения процессов диверсификации.
Концерн – добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.
Картель – одна из основных форм соглашений между предпринимателями о монополизации и разделе рынка. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получение более высокой, чем средняя, прибыли.
Конгломерат – группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов, друг с другом не конкурирующих.
Товарищество – объединение граждан и (или) хозяйствующих субъектов для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. К ним относятся:
- общество с неограниченной ответственностью (ОНО) – форма организации, основанная на личном участии партнеров в делах общества. Имущественная ответственность перед кредиторами является солидарной и неограниченной;
- товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) – это такое товарищество, уставной капитал которого образован за счет долей (паев) учредителей. Учредители отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов;
- общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это организации, работающие на основе широкого привлечения заемного капитала, создаются юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Руководство и оперативное управление предприятием осуществляется специально созданными органами. ООО отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики – только в пределах взноса;
- совместное предприятие (СП) создается на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, управление организацией и распределение прибыли.
Банк – специфический экономический институт, аккумулирующий денежные средства (вклады) и осуществляющий с ними разнообразные операции. В настоящее время различают банки государственные и коммерческие. Одной из главных функций банков является предоставление кредитов организациям.
Предприятие – это такая организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету и расчетный счет в банке. Основная функция – преобразование ресурсов с целью получения готового продукта и прибыли от его реализации.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам. Это могут быть государственные и муниципальные предприятия [3, 5, 6].
В зависимости от социально-экономических условий, социального состояния и потребностей общества, уровня его развития и ряда других причин возникают политические, общественные, национальные и религиозные организации.
По хозяйственному признаку организации делятся на торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и т.д.
В сфере производства наиболее значимыми являются организации, возникшие и развивающиеся под действием законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Наиболее жизнеспособным видом в современных условиях выступает диверсифицированный, концерн представляющий собой многоотраслевую корпорацию, действующую в различных отраслях экономики и состоящий из множества подвластных ему финансовых, производственных, сбытовых, научно-исследовательских и иных организаций и структур.
С юридической точки зрения основой для разделения организаций служит легитимность, то есть законность их существования. Поэтому различают официальные (формальные) и неофициальные (неформальные, сложившиеся спонтанно или сознательно незафиксированные официально, то есть юридически) организации [5].