Реформа здравоохранения 1990-1991г

В этот период уже назрела необходимость в реформе здравоохранения. Разработанная в 1990-1991 гг.программа реформирования базировалась на существующей системе, но принципиально менялся подход: вместо экстенсивных, количественных оценок предложены интенсивные, качественные показатели. Одновременно заложены основы перехода к обязательному медицинскому страхованию (ОМС), более гибким системам государственного регулирования взаимоотношений самостоятельно действующих органов, учреждений здравоохранения и множества вновь возникших организаций и других субъектов здравоохранения.

Политические изменения, смена экономической политики страны, распад СССР привели к серьезным трудностям в системе здравоохранения в 1990-е гг. Органы здравоохранения сделали все возможное для обеспечения бесперебойной работы медицинских учреждений. Работники здравоохранения предприняли серьезные попытки приведения системы в соответствие со сложившейся ситуацией и продолжили упорные поиски путей дальнейшего развития.

Начавшаяся перестройка, реформы, задуманные для преодоления негативных антидемократических явлений, мешающих интенсивному экономическому и социальному развитию во имя свободы и благополучия народа, не привели к ожидаемым результатам. Единое, мощное, индустриальное государство, в котором существовала «историческая общность — советский народ», распалось. Образованный союз государств из бывших республик (СНГ) не был в состоянии заменить великую державу. Несмотря на демократические преобразования.

попытки перехода на новые экономические (рыночные) отношения, за краткий исторический период усилились негативные тенденции социально-экономических явлений: сокращение общественного производства, занятости населения, вплоть до роста безработицы, ухудшение питания, жилищных и других социально-бытовых условий для большинства населения. В здравоохранении, как и в других секторах социальной политики, усилился остаточный принцип финансирования. замедлилось развитие его служб, медицинская наука и образование диведены до грани финансового кризиса. Упал уровень здоровья населения России: смертность в 1990-е гг. существенно превысила рождаемость, отмечена депопуляция, возросла инфекционная заболеваемость, средняя продолжительность предстоящей жизни оставалась низкой.

Наиболее характерная черта здравоохранения в России после распада СССР — его реформы в направлении реорганизации монопольной государственной системы и создания бюджетно-страховой медицины. На самом деле реформа выходит за рамки этой структуры; с трудом, медленно, но создается общественная система. В ней участвуют все основные структуры общества — государственные, муниципальные. страховые, частные организации. Следовательно, медицина становится не только (исключительно) платной или бесплатной для всех, хотя введены легитимно платные услуги. Уходит в прошлое привычная полностью бесплатная медицинская помощь. Даже в капиталистических странах, прежде всего странах со страховой медициной, осуществлен принцип социальной справедливости: «Богатый платит за бедного, здоровый за больного». Следовательно, большинство населения имеет возможность по закону получать полностью или частично бесплатную медицинскую помощь, которую обеспечивают органы медицинского страхования. Введение медицинского страхования в стране неизбежно в условиях экономической нестабильности, резкого дефицита средств для обеспечения здравоохранения. Средства государственного бюджета на здравоохранение сократились.

В таких трудны экономических условиях, в свете рассредоточения большей части средств по медицинским учреждениям разных ведомств, вновь пришлось обратиться к ОМС. В 1991 г. принят первый закон о медицинском страховании. причем, в противоположность предшествующему опыту России и других стран, в одной организации представлены и обязательное, и добровольное медицинское страхование (ДМС) - частное, коммерческое.

В начале 1990-х гг. в силу происходящих в стране политических процессов в отрасли произошел крутой поворот от централизованной системы укрепления к децентрализованной, с появлением автономно действующих региональных систем здравоохранения.

В развитии здравоохранения 1990-х гг. заметны два периода: до и после принятия закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Начальный период (1990-1993)хаотичен, что связано с разрушением старой административно-командной системы. Основополагающие принципы реформы в этот период - децентрализация управления, демонополизация государственного сектора здравоохранения, многоканальность финансирования и внедрение рыночных механизмов в сфере медицинских товаров и услуг. Реформа проходила бессистемно, без должной научной и правовой поддержки, поэтому в период демонтажа старой и формирования новой системы управления народно-хозяйственным комплексом страны здравоохранение оказалось в глубоком кризисе. Значительно уменьшен объем профилактической работы, сокращены программы научно-медицинских исследований. Опережающими темпами развивался частный сектор здравоохранения, отмечен лавинообразный рост платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Недовольство населения качеством и доступностью медико-санитарной помощи нарастало. Ученые и медицинские

работники испытывали разочарование от результатов социально-экономической реформы.

Второй период реформ здравоохранения в 1990-х гг. связан с появлением закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (1993), который изменил условия обеспечения финансовыми и материальными ресурсами, медицинскую помощь, положение, статус здравоохранения и отношение к нему со стороны власти и населения.

В условиях формирования конкурентной среды в здравоохранении существенно снизилась господствующая роль производителя медицинских услуг и выросла власть потребителя. Централизованное планирование сменилось попытками государственного регулирования здравоохранения и обеспечения КМП.

Дальнейшим шагом в формировании идеологической и нормативно-правовой базы для реформ здравоохранения стала «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», которая была одобрена Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387. Цель концепции — сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Позже Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 1202-р была утверждена «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.». которая развивала основные положения, представленные в Концепции 1997 г.

В перечисленных основополагающих документах приоритеты в охране здоровья основаны на научном анализе здоровья населения и деятельности системы здравоохранения. Этому во многом способствовала работа Национального НИИ общественного здоровья РАМН при подготовке Государственного доклада о состоянии здоровья населения РФ. Начиная с 1992 г. он ежегодно публикуется Министерством здравоохранения РФ (Минздрав России) совместно с Российской академией медицинских наук (РАМН).

Заключение

Проанализировав существующую систему здравоохранения РФ, можно сделать вывод о том, что она проблемна и в ней имеется огромное количество недостатков и недочетов, необходимо её срочное реформирование, но не скоротечное и необдуманное, а обоснованное показателями социальной и экономической эффективности. Нужно пересмотреть государственные гарантии в области оказания бесплатных медицинских услуг, если государство не выполняет поставленные цели и задачи, граждане не будут верить и доверять ему.

Необходимо пересмотреть финансирование системы здравоохранения РФ! По новой программе: «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004 — 2010 годы», нам предлагают перейти от бюджетно-страховой модели финансирования (это когда за часть медицинских услуг платит бюджет, а за все остальное - страховые компании) к полностью страховой (когда бюджет отдает свои деньги на здравоохранение страховщикам, а уже те оплачивают медицинские услуги). Причем, не взирая на собственный призыв рассматривать альтернативные варианты, авторы не предлагают расчетов, позволяющих подтвердить эффективность такого решения. Для сравнения можно было бы взять хотя бы обратный подход, подразумевающий исключение из схем финансирования страховых компаний (за исключением 1-2% на ведение судебных дел против халатных медиков) и направление денег прямо из бюджета (с проведением конкурса между больницами за часть регионального потока больных, как в Англии). Впрочем, привязанность разработчиков программы к страховым компаниям совершенно понятна - вспомните, кто у них министр. Вряд ли кто-то из них или работников Минздрава осмелится публично высказать то, что для многих медиков стало общим местом: страховщики - паразитический класс в здравоохранении. Все их функции или выполняют, или могли бы с большим успехом выполнять органы управления (облздравы и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Это не квалифицированные покупатели медицинских услуг для больного, так как их реальная стоимость в отсутствие клинических протоколов не известна. Они просто доводят до больницы сумму денег, рассчитанную путем деления собранных средств на число случаев заболевания, за вычетом своей маржи. Страховщики не контролируют качество работы больниц и поликлиник - иначе мы бы не констатировали перед каждой реформой ухудшение этого самого качества. Они не защищают права пациентов - в противном случае мы не сталкивались бы с таким высоким процентом ошибок в первичных диагнозах. То есть за десять лет существования страховые медицинские организации не решили ни одной из декларируемых задач, а их собираются поощрить, поручив проводить через себя все деньги здравоохранения! Более того, предлагается доверить им реструктуризацию здравоохранения, повысив мотивацию к такой работе!

Срочно необходимо пересмотреть систему оплаты труда врачей, не только первичное звено, но и узких специалистов. Согласитесь с окладом в 5 тысяч рублей не один уважающий себя специалист хорошо и эффективно работать не буде, а различные бонусы и премии правительства, якобы за отличную работу, должны быть гарантированны и включены в минимальный оклад. Так же необходимо создать стимул работнику работать лучше, быть заинтересованным в том, чтобы их пациенты как можно быстрее выздоровели, для этого можно сделать как в СССР доски почета, давать лучший работник месяца, года, дополнительно их премировать, содействовать в написании их научных трудов и печати в медицинской литературе.

По новой программе реформаторы опять пытаются сэкономить, получив «супер» первоклассных специалистов, которые и «хирург-лор-офтальмолог-акушер в одном флаконе»! А для чего в годы индустриального развития появилась специализация? Каждый занимается своим делом, знает его тонкости и особенности. Допустим, мы обучили врача всему, опять же государство не хочет тратить большие деньги на переобучение, а в кратчайшие сроки получить желаемое. Но у узких специалистов ежедневная практика, длящаяся годами по определенной категории больных, он знает все тонкости и особенности, а обычный врач знает все в общих чертах и заниматься всем и сразу подсилу только талантливым и гениальным людям, например Пирогову, но таких людей единицы!

Складывается такое впечатление, что если не увеличили срок выхода людей на пенсию, то чтобы снизить и сократить пенсионные выплаты, государство решило провести политику «выживет сильнейший». В большинстве случаев, наиболее больное население нашей страны это пенсионеры, т.е. на их консультации, «бесполезное лечение» (они не приносят пользу государству в виде налогов, а только поглощают бюджетные деньги). Поэтому, какой смысл их лечить, предоставлять им комфортные условия в стационарах, да и лекарства, назначенные врачом не по карману ни одному пенсионеру! Частная и платная медицина развивается бурными шагами, платных услуг все больше, но болеть люди почему-то меньше не перестают! Позволить современные консультации и получение высокоэффективных, дорогостоящих процедур по карману только людям со средним и высоким уровнем достатка.

Одним из ключевых моментов является финансирование здравоохранения. Принимая некоторые программы совершенствования и реформирования, федеральный фонд выделяет мизерные средства, мол, пусть остальное доплачивает региональный бюджет! Нет денег? Ну что же, ищите. Да и система двухканального финансирования за счет средств ОМС и регионального и местных бюджетов не поддается никакой критике. Стоит упомянуть и о страховщиках. Почему то все понимают, но ничего не хотят сделать, чтобы исключить это паразитическое, затратное звено из системы финансирования! Все их функции или выполняют, или могли бы с большим успехом выполнять органы управления (облздравы и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Это не квалифицированные покупатели медицинских услуг для больного, так как их реальная стоимость в отсутствие клинических протоколов не известна. Они просто доводят до больницы сумму денег, рассчитанную путем деления собранных средств на число случаев заболевания, за вычетом своей маржи. Страховщики не контролируют качество работы больниц и поликлиник - иначе мы бы не констатировали перед каждой реформой ухудшение этого самого качества. Они не защищают права пациентов - в противном случае мы не сталкивались бы с таким высоким процентом ошибок в первичных диагнозах. То есть за десять лет существования страховые медицинские организации не решили ни одной из декларируемых задач, а их собираются поощрить, поручив проводить через себя все деньги здравоохранения! исключение из схем финансирования страховых компаний (за исключением 1-2% на ведение судебных дел против халатных медиков) и направление денег прямо из бюджета (с проведением конкурса между больницами за часть регионального потока больных, как в Англии).

Список Литературы

1. Баранов А. академик РАМН, директора Научного центра здоровья детей. «Новая Газета» №6 от 2006 г.

2. Баскакин А. С., О. И. Боткин «Основы экономической теории. Курс лекций. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2000г. с.168

3. Беклемишева О. "Русский журнал", 20 января 2006 года www.ng.ru/economics/2005-12-19/5_reform.html - 39k.

Наши рекомендации