Бюджетная классификация, ее сущность и роль в бюджетном процессе
Бюджеты всех уровней составляются и исполняются в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация- это единая международная система функционального группирования доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Научный подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов должен учитывать многие факторы, определяющие формирование и использование средств, давать представление о составе и источниках формирования бюджетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ресурсов, охватывать другие процессы, происходящие в бюджетной системе.
Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике
и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих
показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов.
Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджетных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов.
Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной системы
это позволит использовать единые подходы к составлению и применению в практике
всех бюджетов единых показателей и форм документации по учету и отчетности.
Бюджетная классификация имеет большое организационное значение:
1. действенный учет поступления денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами территориальных образований;
2. целенаправленное использование сгруппированных доходов и расходов
по элементам бюджетной классификации;
3. реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной классификации на любом уровне бюджетной системы;
4. дает возможность сравнивать показатели Государственного и территориальных бюджетов;
5. облегчает рассмотрение бюджета и его экономический анализ;
6. упрощает контроль за использованием бюджета, своевременностью и полнотой аккумуляции средств, использованием их по целевому назначению;
7. обеспечивает возможность синтетического и аналитического учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях и организациях.
В СССР в бюджетной практике использовались две классификации:
1. классификация доходов и расходов союзного бюджета
и республиканских бюджетов союзных республик;
2.классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
В бюджетную классификацию РФ 1991 г. была введена новая бюджетная
классификация, объединяющая в одном документе однородные группировки
доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Основой бюджетной классификации доходов являются источники доходов, а основой классификации расходов – целевое использование средств.
Бюджетная классификация строится на единых принципах.
Бюджетная классификация современной России:
1) классификация доходов бюджета;
2) классификация расходов бюджета;
3) классификация источников финансирования бюджета;
4) классификация видов государственного долга.
Классификация доходов бюджета:
Налоговые поступления.
1. Группа "Налоговые доходы" (код 10000), включает под группы и статьи:
а) налог на прибыль (доход) и налог на доход от капитала или на прирост капитала (код 10100);
б) налог, взимаемый в зависимости от фонда оплаты труда или подоходный налог с физических лиц (код 10200);
в) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (код 10300):
г) налог на добавленную стоимость (код 10301);
д) акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ (код 10302);
2. Группа «Неналоговые поступления.»
К неналоговым поступлениям относятся:
а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от его деятельностик (од 20100):
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (код 20101);
• дивиденды по акциям, принадлежащим государству(код 20102);
• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности (код 20103);
• проценты, полученные от реализации в кредитных организациях временно свободных средств бюджета (код 20104);
• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны (код 20105);
б) доходы от продажи имущества, находящегося в госу-дарственной и муниципальной собственности (код 20200):
в) доходы от реализации государственных запасов (код 20300);
г) доходы от продажи земли и нематериальных активов ( код 20400);
д) поступления капитальных трансфертов из негосудар ственных источников (код 20500);
е) административные платежи и сборы (код 20600);
ж) штрафные санкции и возмещение ущерба (код 20700);
з) доходы от внешнеэкономической деятельности (код 20800)
3. Группа "Безвозмездные перечисления" (код 30000), в
том числе от:
• нерезидентов (код 30100);
• бюджетов других уровней (код 30200);
• государственных внебюджетных фондов (код 30300);
• государственных организаций (код 30400);
• наднациональных организаций (код 30500), а также сред-
ства, передаваемые в целевые бюджетные фонды (код 30600).