МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. Рынок совершенной конкуренции отличается следующими характеристиками:
Рынок совершенной конкуренции отличается следующими характеристиками:
Ш имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема; Ш товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар; II все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы; II отсутствуют барьеры на вход и выход с рынка (нет препятствий для вступления в отрасль новых производителей; ограничений при покупке товаров и др.); II все участники рыночных сделок осведомлены о технологиях, ценах, качестве товаров; II ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены; отсутствует сговор продавцов или покупателей. Рыночная цена складывается под воздействием спроса и предложения в отрасли и не зависит от объема выпуска конкретной фирмы (так как фирма производит очень малую долю от совокупного рыночного объема). Продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене. Продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене. В условиях совершенной конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала. Главная задача фирмы — снижение расходов и получение минимальной себестоимости товара или услуги.
В чистом виде рынок совершенной конкуренции не существует ни в одной стране. Можно говорить лишь о том, что рынки отдельных товаров приближены к рынку совершенной конкуренции (например, рынок сельскохозяйственной продукции). Таким образом, рынок совершенной конкуренции выступает идеальной моделью, сравнение с которой позволяет определить степень несовершенства рынка. Нарушение хотя бы одного из условий рынка совершенной конкуренции приводит к появлению рынка несовершенной конкуренции. На практике встречаются четыре
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
типа рынка несовершенной конкуренции — монополия, мо-нопсония, монополистическая конкуренция и олигополия. Монополия. Для сферы культуры наиболее характерен рынок монополии, который характеризуется следующими чертами:
G1 наличие только одного продавца некоторого товара; В товар не имеет близких заменителей и покупатель
должен покупать товар у монополиста или отказаться
от него;
Ш отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции (уникальные культурные объекты не испытывают влияния конкуренции); Ш наличие барьеров для входа в отрасль (обладание исключительным юридическим правом заниматься определенным видом деятельности; контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара; экономические преимущества крупного производства; защита производства товара патентом); в сфере культуры экономически не оправдано создание в провинциальных городах нескольких художественных музеев, театров и т. д., следовательно, можно говорить о наличии определенного барьера для входа новых производителей на локальный рынок культурных услуг; II фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену. Цены монополиста всегда завышены, по сравнению с ценами в условиях совершенной конкуренции. Для максимизации прибыли монополист активно проводит ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация — это установление разных цен на один и тот же товар, при этом различия в ценах не связаны с затратами. Цель ценовой дискриминации — использование всех возможностей для установления максимальной цены на каждую единицу товара. Ценовой дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.
Для проведения монополистом ценовой дискриминации необходимы следующие условия: Ш способность контролировать цены; Ш возможность сегментации рынка; 61 наличие препятствий к перемещению товара с разными ценами между сегментами рынка.