Зарубежный опыт благоустройства и уборки территории в летний и зимний периоды.

В Финляндии принято чистить трассы со скоростью 80—90 км/ч. И это лишь один из секретов их работы. Большинство жителей этого государства живет обособленно — на хуторах. Поэтому и сеть дорог там гораздо разветвлённее, в отличии от континентальной Европы, и много дорог с грунтовым покрытием. Однако все они содержатся, в том числе зимой, в исключительном состоянии.

Снег убирают непосредственно после его выпадения.
Государственная компания Destia, которая занимается проектированием, строительством и содержанием дорог: следит за разметкой, устанавливает дорожные знаки. В зимний период - убирает снег.
Очисткой 600 километров дорог, закрепленных за отделением, занимаются всего 25 снегоуборочных машин.
Из них самой компании принадлежат всего четыре автомобиля. На штате восемь водителей и три бригадира. Остальной техникой владеют частные водители, по контракту. И у всех в любое время суток есть «one hour alert limit» — один час на то, чтобы по сигналу тревоги выйти на уборку дорог.
Что касается самой технологии, то в городах она похожа на нашу: снег сгребают тракторами и ссыпают погрузчиками в самосвалы. При этом финны широко используют специализированную минитехнику марок Wilma и Hako (Мультикары). Чисткой подъездных дорог от шоссе к отдельным домам занимаются сами хозяева - хуторяне: либо покупают маленькие снежные фрезы, либо просто закрепляют отвалы на собственных джипах.

Для очистки шоссе используются специальные грузовики. Модель называется Sisu Works: завод Sisu поставляет дорожные машины «в комплекте» со всем необходимым оборудованием.

Характеристика:
- Полная масса — 32 тонны,

- коробка передач — 16-ступенчатая ZF;

двигатель Caterpillar мощность 500 л.с.

Такой автомобиль развивает скорость при уборке снега до 90 км/час.
Еще одна особенность — разветвленная гидросистема. Гидравлика отвечает за множество рабочих операций: перемещение отвалов, прижим ножа, подъем кузова (и отдельно заднего борта), опускание мостов и «медведок», наконец, работу пескоразбрасывателя. Это устройство правильнее называть «граниторазбрасывателем»: в Финляндии рассыпают гранитную крошку, причем применяют ее многократно:

- весной собирают с обочин, очищают — и берегут до следующей зимы.
Так же бережно финны используют и саму машину. В теплое время плуги меняют на щетку, в кузов устанавливают бочку — и грузовик отправляется мыть дорожное полотно. Если к переднему бамперу крепится плунжер высокого давления, та же машина отмывает дорожные знаки и указатели. А в свободное время грузовик освобождается от всех навесок и работает обычным самосвалом. Универсальная машина заменяет сразу несколько узкоспециализированных.
Поэтому применяется качественное и быстросменное навесное оборудование: его установка и съем занимают несколько минут.

Стоимость Sisu Works в полной комплектации стоит 230 тысяч евро, из них 50 тысяч евро — передний отвал и разбрасыватель.
И следят за такими машинами крайне тщательно: хранят в отапливаемом ангаре, там же меняют оборудование и проводят техобслуживание. Ремонт осуществляется только на дилерской станции. Средний срок службы такого автомобиля 20 лет. Чтобы обозначить края заснеженных дорог и облегчить работу уборщиков, применяются красные полутораметровые пластиковые вешки, закрепленные у основания в резиновых вставках (чтобы вешки гнулись, но не ломались). Установка производится автоматически с помощью специального оборудования.[18]


Уборка опавшей листвы за границей.

Если мы обратимся к западному опыту сбора листьев в городах, то увидим интересную вещь: опавшую листву собирают только один раз в год, когда все деревья полностью сбрасывают листья. Очень экономично и разумно. Причем, листва в парках и садах практически не убирается, т.к. служит естественным удобрением земли. Например, в Швеции листву обычно убирают машинами Leafeater. Кроме того, если для сбора сухой листвы и травы также используют:

Ø Ручной воздуходув с трубой, который носится на спине (кстати, он вскоре будет запрещен из-за вреда для здоровья человека, носящего его);

Ø Пылесос, всасывающий листья. Имеет маленький загрузочный бункер, может быть ручным или буксируется садовой техникой. Засор в трубе всасывания – обычная проблема для подобных машин. При необходимости уборки листьев с больших, сравнительно плоских территорий используются пылесосы с большим приемным бункером, которые размещаются на специальных шасси и буксируются тракторами. У таких машин также часто засоряется всасывающая труба. Последний вариант используется довольно редко.

Ø Обычные ручные грабли.

Новое оборудование для сбора листьев – Leafeater (Швеция). Leafeater способен справляться с любым мусором – сухим и мокрым, заметая в свой бункер помимо листвы и травы бутылки, окурки, бумажки и проч. Механическая машина проста в управлении, надежна и вынослива. Буксируемый любым садовым трактором, Leafeater имеет маленький поворотный радиус и небольшой вес – около 150 кг*, благодаря чему не повреждает газон и не захватывает землю. Leafeater имеет вместительный бункер для загрузки листьев. Инновационная конструкция машины полностью исключает возможность блокировки механизма. В Швеции Leafeater используются в городских парках, садах, зоопарках, на кладбищах, на частных участках, фермах и проч., т.е. в стране эти машины уже очень распространены и уже завоевывают другие европейские страны – сейчас Leafeater работает также в Эстонии и Финляндии.

Уборка улиц в Финляндии.

В Финляндии четкое разделение - есть бригады, которые занимаются только уборкой территорий предпринимательского рынка, и такие, которые убирают только дворовые и магистральные улицы. Да и работников на улице меньше – им в подмогу дается техника. Например, двери и окна магазинов и киосков моет с шампунем специальная машина.

В апреле в Хельсинки начинается весенняя уборка улиц от песка и гравия, которыми их посыпали зимой, а также от накопившейся грязи. Она продлится весь месяц. Узнать о предстоящем графике уборки горожане могут при помощи sms-сообщения. Такую услугу предоставляет Строительный департамент Хельсинки. Услуга предназначена, в первую очередь, для автовладельцев, которые заранее смогут убрать свою машину с улицы, освободив дорогу уборочной технике. Информация может быть полезна также аллергикам, страдающим от пыли. Эксперимент был начат в прошлом году в двух районах Хельсинки, а в нынешнем сезоне охватил уже почти весь город.

Информацию об уборке горожане могут получить также на сайте Строительного департамента. А автомобилистов предупредят специальные переносные дорожные знаки. Если машина будет припаркована после установки подобного знака, то расходы за ее эвакуацию (80 евро) придется заплатить владельцу.

В Строительном департаменте подсчитали, что ежегодно при уборке улиц с них приходится перемещать почти 20 000 транспортных средств. Это не только влечет за собой дополнительные расходы, но и замедляет осуществление работ.[12]

Сбор мусора за рубежом.

За рубежом очень давно распространен раздельный сбор мусора. В Швейцарии, например, это даже закреплено законом. Так, каждый житель Швейцарии обязан сортировать мусор. Нарушителям – крупный штраф. За соблюдением закона следит «мусорная полиция», которая способна найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из окна машины окурок. В США для борьбы с пластиковым мусором мэр Сиэтла запретил продавать в городе воду в полиэтиленовых бутылках. Благодаря этой мере, по расчетам, Сиэтл сможет ежегодно экономить до 60 тыс. долларов на уборке и утилизации мусора. В Германии на каждого жителя приходится 25 килограммов мусора в месяц. Тем не менее, Германия – одна из наиболее опрятных стран мира. В каждом доме есть экологически безвредные, саморазлагающиеся от солнечного света пакеты для биомусора. На улицах и во дворах – ряды контейнеров: отдельно для пластика, отдельно для жестянок, для коричневых и зеленых бутылок. Это позволяет не только поддерживать чистоту, но и снижает издержки по утилизации отходов на 40%. Жители же Великобритании используют продуктовые пакеты из сырья, подлежащего вторичной переработке. Премьер-министр Джордж Гордон Браун еще в 2007 году призвал все британские магазины заменить вредные пластиковые пакеты на бумажные. Контейнеры для раздельного сбора должны выполняться закрытыми, и оборудованы «приемными щелями», в которые не проходит пакет со смешанными отходами. Недостатком предложенной конструкции является невозможность сбора в контейнер больших картонных коробок, которые, однако, можно складировать рядом с контейнером для бумаги. Такая схема принята во многих городах Европы и Северной Америки. [14] Японская фирма Хонда широко известна в России, однако наша страна еще мало знакома со снегоуборочными миниагрегатами, выпускаемыми фирмой. Между тем во многих странах, где существует проблема борьбы со снегом, эта первоклассная техника уже давно пользуется заслуженной популярностью. Машины фирмы Хонда применяются для уборки снега в средних и крупных частных владениях, на улицах, на территории санаториев, клиник, пансионатов, горнолыжных курортов и др. Такой широкий диапазон применения объясняется тем, что агрегаты фирмы Хонда могут применяться и там, где использование обычной техники становится затруднительным из-за ее габаритов (малые площади, интенсивное дорожное движение).

Зарубежный опыт благоустройства и уборки территории в летний и зимний периоды. - student2.ru

Рисунок 5Машины фирмы Хонда.

Фирмы Германии выпускают различную коммунальную и другую технику.

Таблица 3. Снегоуборочная техника

Модель База Дополнительная информация
Роторный очиститель снега SCHMIDT S3.1 Unimog 1400-1450 Привод центрифуги – спереди. Диаметр рабочего колеса – 1100 мм. Размер выброса: 22м

Таблица 4. Тротуаро - уборочные машины

Модель Емкость мусорного бака Дополнительная информация
SCHMIDT SK 150,SK151-S 2 м3 Дизель VW, подметалки, бак самовысыпной (опрокидывающийся) ,полная гидравлика, поливомойка

Таблица 5.Дорожно-уборочные машины

Модель База Емкость мусорного бака Дополнительная информация
MAN 14.136 MAN   2 подметалки, пылесос
SCHMIDT SK340 UNIMOG U 1650 3,4 м3 2 подметалки, пылесос, возможность навешивания другого оборудования
SCHMIDT SK 320 UNIMOG U 1000, U 1200 2,5 м3 2 подметалки, пылесос, возможность навешивания другого оборудования

Таблица 6.Автомобили-мусоровозы

База Грузоподъемность Грузоподъемность манипулятора Объем кузова Дополнительная информация
МВ 2222 11 т 800 кг 24 м3 Мусорные контейнеры с прессом фирмы FAUN, аналоги КО 41 5А

Примеры систем раздельного сбора мусора за рубежом.

Швейцария .

Каждый житель Швейцарии обязан сортировать мусор – это закон. Нарушителям – крупный штраф. За соблюдением закона следит мусорная полиция, которая способная найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из окна машины окурок. Тот же, кто не желает «пачкать руки», должен заплатить налог, чтобы его отходами занялся специалист. Еще одна прямая обязанность каждого – привезти рассортированный мусор на пункты приемки, откуда его направляют на перерабатывающие предприятия. В стране на перерабатывающие заводы попадает более 90% использованной стеклотары. На улицах Женевы расставлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое, для этого на контейнерах имеются соответствующие надписи. Почти треть печатной продукции тоже возвращается в пункты приема вторсырья. Батарейки, содержащие опасные для живых организмов реагенты, никогда не выбрасываются в мусорное ведро, как и старые электрические приборы, домашняя техника, строительный мусор.
Например, для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ ставят небольшие ящики. Отдельно собираются PET-бутылки (пластиковые), лампы дневного света, консервированные банки (их жители обязаны спрессовать с помощью домашнего магнитного пресса).

США.

В США также развит раздельный сбор мусора – он должен выбрасываться в строго определенные контейнеры. Действует система штрафов. В Штатах работают более 550 мусороперерабатывающих заводов – местным жителям предлагается лишь сдавать пригодные к переработке отходы. Также существует возможность сдать бытовые отходы за плату в коммерческие структуры, которые сортируют, пакуют и продают мусор предприятиям.
Некоторые штаты США используют систему депозитов: при покупке товаров в таре (например, в бутылках), которую можно переработать, покупатель платит определенную сумму в качестве залога. При сдаче бутылки он получает эти деньги обратно. В последние десятилетия в США начал использоваться новый метод борьбы с отходами – их минимизацию: предприниматели выпускают более экономичные упаковки, а потребители учатся многократно использовать имеющиеся в наличии предметы. Программа называется RRR – Reduce, Reuse, Recycle (Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать).

Германия.

В Германии также действует система раздельного сбора мусора. Для каждого вида ТБО имеется своя бочка. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам. В серую бочку несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит "зеленая точка". Зеленая бочка предназначена для органических отходов, которые перерабатываются в компост. Лишнюю стеклянную тару, которая по каким-либо причинам не попала в желтую бочку для упаковок, нужно складывать в большие контейнеры, также расположенные в нескольких точках каждого района. Зеленые, белые и коричневые бутылки сортируются на месте. Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. О вывозе холодильников нужно договариваться заранее. Мусор, собранный в городе, в зависимости от расстояния между местом сбора и полигоном, доставляется или непосредственно на полигон, или в центр по сортировке, или на мусороперегрузочную станцию. Здесь посредством мусороприемника на несколько десятков тонн со встроенным гидравлическим прессом осуществляется перегрузка отходов в большие (грузоподъемностью 24-40 т) автоконтейнеры. Таким образом, сокращаются транспортные расходы. В центрах по сортировке собранные упаковочные материалы сортируются вручную. Различные виды бытовых отходов перерабатываются стекольной промышленностью; обществом по утилизации бумаги; обществом по утилизации использованной упаковки из искусственных материалов, полимерных пленок, банок, бутылок, пенопласта; металлургической промышленностью; обществом по утилизации упаковки из алюминия и др.

Швеция.

Система раздельного сбора мусора действует и в Швеции. Семья, живущая в отдельном доме, платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. Вредные отходы выносятся в специальном красном контейнере непосредственно перед сбором мусора. В многоквартирных домах сбор мусора происходит так: в мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т.п. Вредные отходы относятся на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого цвета – для фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминесцентных ламп. Старые газеты забираются раз в неделю, их собирают в пакеты и выставляют за дверь. В ряде мест располагаются специальные "газетосборники". Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, за них там выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета, в которые выбрасывается, соответственно, прозрачное и зеленое стекло.[13]

Наши рекомендации