Классификация цен
В рыночной практике существует большое многообразие видов цен, которые позволяют предпринимателям ориентироваться в особенностях ценообразования на продукцию. Рассмотрим некоторые из них:
1. По степени участия государства в ценообразовании цены классифицируются на:
· рыночные;
· свободные;
· монопольные;
· демпинговые;
· регулируемые: фиксированные, предельные.
2. По стадии ценообразования на:
· оптовые цены изготовителя;
· оптовые отпускные цены;
· оптовые цены закупки;
· розничные.
3. По характеру ценовой информации на:
· аукционные цены;
· биржевые цены;
· цены фактических сделок;
· справочные цены;
· ценовые индексы: индивидуальные, сводные.
4. По сферам национальной экономики на:
· оптовые цены на продукцию промышленности;
· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
· тарифы транспорта;
· цены на продукцию строительства;
· потребительские цены;
· тарифы на услуги;
· внешнеторговые цены: экспортные и импортные.
1. Фиксированные ценыобычно устанавливаются государством на предметы первой необходимости или на так называемые монопольные товары (алкоголь и табачные изделия). Фиксированные цены не подлежат изменению в заключаемых контрактах.
2. Свободные ценыскладываются на рынке под воздействием спроса и предложения. Такие цены подвержены изменению, они снижаются и повышаются в зависимости от целого ряда факторов.
3. Биржевые котировкиявляются ценовыми показателями для биржевых товаров, например, сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Эти цены отражают все изменения в спросе и предложении на определенный товар и, следовательно, дают уровень цен на определенный момент времени.
4. Справочные ценыиспользуются для небиржевых товаров. Эти цены обычно публикуются в специальных отраслевых материалах или фирменных каталогах. Справочные цены не так информативны, как биржевые, поскольку отражают тенденции развития цен с определенным временным интервалом.
5. Стандартные ценыориентированы на прочно выявленные потребительские вкусы и предпочтения и устанавливаются по общему согласию продавцов. Эти цены охватывают всех потребителей данного товара независимо от их доходов.
6. Оптовые ценыиспользуются при оптовых закупках и продажах товара.
7. Розничные ценыформируются на основе оптовых цен с учетом розничной скидки для компенсации затрат по организации розничной торговли.
8. Регулируемые ценыотклоняются от заданного базового уровня по правилам, устанавливаемым государством.
9. Трансфертные ценыиспользуются для коммерческих сделок в рамках одного предприятия, фирмы. Используются по готовым изделиям, полуфабрикатам, сырью, материалам, по управленческим и иным услугам.
10. Мировые цены – это типичные цены товаров, рассчитанные по их базовым качественным характеристикам. Эти цены зависят от спроса и предложения на мировом рынке и служат ориентирами для заключения сделок.
11. Экспортные цены – это цены товара при выходе за рубеж. При их определении учитывают таможенные пошлины, расходы по страхованию, расходы на транспорт, погрузку, разгрузку и упаковку, расходы по составлению контракта, оформлению сертификата и т.д.
12. Престижные ценыиспользуются для потребителей с высоким уровнем доходов.
13. Договорные цены – это цены товаров (работ, услуг), установленные соглашением сторон в договоре (контракте).
Таким образом, зная особенности видов цен и ориентируясь в проблемах ценообразования, предприниматели могут начать осуществление деятельности по установлению цен на продукцию.