Проверка учета материально – производственных запасов

Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2008г - 31.12.2008г. убеждаемся в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода. Отклонений нет.

Производим проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:

1. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения, с использованием только счета 10.

2. С основного склада материалы по цене приобретения отписываются на участки работы небольшими партиями.

3. При отпуске в производство материалы списываются по средней себестоимости.

4. Инвентаризация материальных запасов проводится: полная – один раз в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная – ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.

В рамках процедуры тестирования системы внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходовании готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).

Для исследования системы внутреннего контроля применен вопросный лист закрытой формы и заполнен аудитором на основании полученной информации:

Ведомость - тестирование

№ п\п Направления и вопросы контроля Да(+)/ Нет(-)
1.1 Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? Контролируется ли выдача и вывоз ценностей? - +
1.2 Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей? +
1.3 Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?   +
1.4 Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц?   +
1.5 Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?   +
1.6 Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? Х
1.7 Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?   +
1.8 Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям?   +
1.9 Разработаны ли: - должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами; - инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов? Контролируется ли соблюдение этих инструкций?     +   + +
2.1 Применяются ли унифицированные формы первичной документации?   +
2.2 Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?   +
2.3 Заполняются ли все обязательные реквизиты? +
2.4 Документы составляются в день совершения операции? -
2.5 Все ли машинные документы распечатываются? +
2.6 Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц?   -
2.7 Производится ли нумерация первичных документов? +
2.8 Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?   -
2.9 Производится ли проверка полноты оприходования материалов? +
2.10 Применяется ли система нормирования расхода материалов? +
2.11 Произведено ли деление материалов на классификационные группы?   +
2.12 Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?   -
2.13 Применяются ли при отпуске и приемке материалов измерительные приборы и инструменты?   +
3.1 Прикладываются ли первичные документы к отчетам материально-ответственных лиц?   +
3.2 Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных документов?   +
3.3 Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов?   +
3.4 Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов (используемые счета, методы оценки и др.)?   +
4.1 Организовано ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита и т.д.)?     -
4.2 Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок?   -
4.3 Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок?   +
4.4 Регулярно ли проводятся проверки, и соответствует ли их периодичность утвержденным нормативным положениям по организации?     +
4.5 Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля?   -

Отрицательные ответы на вопросы требуют дополнительного внимания аудитора.

После проведения опроса небыли выяснены все факты и потребовалось создать дополнительную ведомость – тестирование.

На основании договоров поставки, спецификаций, накладных поставщиков, актов приемки МПЗ, первичных документов складского учета аудиторы отвечают на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур.

Дополнительная ведомость – тестирование

№ п\п Вопрос Да(+)/ Нет(-)
Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных документах и фактически поступивших ТМЦ? -
ТМЦ приходуются по количеству в единицах, указанных в товаросопроводительных документах? -
Оформляется ли акт о приемке, если имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов, а также при неотфактурованных поставках? +
Имеет ли место поступление материальных ценностей, минуя склад? +
Оформляются ли приходные и расходные документы на складе? +
Есть ли в организации приказ с перечнем материалов, завозимых на объекты, минуя склад? -
Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать ТМЦ за наличный расчет? +
Приобретаются ли ТМЦ у физических лиц? -
Применяются ли организацией неденежные формы расчета за поступившие материалы? +
Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов (полученных по договору дарения или безвозмездно); поступление материалов, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал? -
Имеются ли на балансе организации запасы, стоимость которых на момент приобретения была выражена в иностранной валюте? -

Пояснения к:

- п.3 – количественные отклонения материалов от сопроводительных документов бывают при порче материала в пути или по вине поставщика (поставщик это подтверждает);

- п.4 – если материал большой по габаритам и его ждут на объекте, то его доставляют сразу на объект, минуя склад. Материальная ответственность за такие грузы возлагается на экспедитора до его полного отчета перед бухгалтерией;

- п.7 – приобретать материалы за наличный расчет разрешено только снабженцу по дополнительной заявке;

- п.9 – существует приобретение материалов по бартеру на изготовление окон.

Проверка наличия документов по операциям поступления материалов

Проверяемая организация Аудитор Дата начала проверки Дата окончания проверки Проверяемый период ЗАО «Винсадское» Смирнова Е.А. 05.03.2009 г. 09.03.2009 г. С 01.01.2008 г. по 31.12.2009 г.
№ п/п Дата Сумма Акт о приемки Счет-фактура Накладная Договор
12.01.08 + + + +
12.01.08 + + + +
15.01.08 + + + +
20.01.08 + + + +
27.01.08 + + + +
31.01.08 + + + +
05.02.08 + + + +
10.02.08 + + + +
15.02.08 + + + +
28.02.08 + + + +
01.03.08 + + + +
03.03.08 + + + +
12.03.08 + + + +
15.03.08 + + + +
20.03.08 + + + +
28.03.08 + + + +
30.03.08 + + + +
31.03.08 + + + +

Рабочий документ использован/не использован при составлении отчета аудитора.

Аудитор _______________ /____________/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

аудиторской фирмы участникам ЗАО «Винсадское» бухгалтерской отчетности за 12 месяцев 2008 г.

1. Нами проведен аудит материально-производственных запасов ЗАО «Винсадское» за 12 месяцев 2008 года.

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер ЗАО «Винсадское» Ляшевская Мария Федоровна.

Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ на основе проведенного аудита.

Аудит проводился в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции последующих изменений и дополнений), федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в редакции последующих изменений и дополнений), другими нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность.

2. Поступление и списание материалов оформляется без нарушения бухгалтерского учета и гражданского законодательства.

Проводки отражаются правильно и в полном объеме, но с некоторым временным запозданием.

На складе недостаточно закрытое помещение, существует свободный доступ посторонних людей, что ведет к вероятности хищения.

3. Бухгалтерский учет в ЗАО «Винсадское» велся в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции последующих изменений и дополнений), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, другими нормативными актами РФ, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета.

Организация и ведение бухгалтерского учета не в полном объеме отвечают современным требованиям, так как по всем исследуемым вопросам их значения на среднем уровне. Основной недостаток внутрихозяйственного контроля – это отсутствие фактического контроля за движением материально-производственных запасов.

В результате проведенного на выборочной основе аудита учета материально-производственных запасов нами не обнаружены факты, свидетельствующие о несоответствии ведения ЗАО «Винсадское» бухгалтерского учета действующему законодательству.

По нашему мнению, результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ЗАО «Винсадское» во всех суще­ственных отношениях в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет.

Исполнительный директор ООО «Аудит-Сервис» Куцаенко И.А.

Аудитор Смирнова Е.А.

Заключение

Значение аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации велико. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке, применение ЭВМ и т.п.

Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материальных запасов. В курсовой работе была описана методика аудита материально-производственных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами.

Рассмотрены основные этапы планирования и составления программы аудиторской проверки.

Источниками информации о компании – возможном клиенте, ее руководстве, бизнесе, отрасли в целом и ее положении в отрасли, могут быть как юридические и физические лица, сотрудничающие с экономическим субъектом, так и руководство и персонал самой организации. При этом информация должна быть реальной, уместной, беспристрастной и доказательной.

На основании предварительных данных и результатах проведенных аналитических процедур разрабатывается общий план и программа аудита.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

Программа аудиторской проверки должна включать перечень всех аудиторских процедур, необходимых для сбора достаточного количества достоверных свидетельств; подробные описание каждой процедуры.

На основании выводов аудитора по каждому разделу аудиторской программы составляется аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также формируется объективное мнение аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Приведенная методика аудита материально-производственных запасов является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.

В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов, в задачи которого входят:

– систематический контроль за выпуском продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг;

– своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;

– контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг);

– своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство и сбыт, расчет сумм прибыли.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.

Совершенствование учета и контроля наличия и движения материальных ресурсов, необходимо проводить по следующим направлениям:

– во-первых, упростить оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.

– во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию организации бухгалтерского учета материальных ресурсов.

– в-третьих, необходимо тщательно и своевременно проводить инвентаризации контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материальных ценностей.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (в ред. Федеральных законов от 23.07.98 №123-ФЗ ….от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ.

5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ.

6. Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (в ред. приказов Минфина России от 30.12.99 № 107н, от 24.03.2000 № 31н). ).

7. Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

8. Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». – М.: ИД «Аргумент».

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н

10.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ № 5/01)

11.Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01».

12.Аудит: Учебник/Под ред. проф. В.И. Подольского .-М.:Экономисть, 2007.

13.Алборов Р.А. Учебное пособие «Основы аудита», ДИС, 2008 - 224с.

14.Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 318 с.

15.Кондраков Н.П. учебное пособие «Бухгалтерский учет», Москва. Инфра-М, 2008 г. – 640 с.

16.Мельник М.В., Пирожкова Н.А., Макальская М.Л. «Основы аудита» 2-е издание, ДИС, 2008 г. - 160 с.

17.Подольский В.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 583 с.

18.Подольский В.И., Макарова Н.С. Аудит первичного учёта предприятий: Практ. пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

19.Подольский В.И. Аудит операций с материалами 6 Практ. пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

20.Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник для вузов.-М: Финстатинформ, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

[1] Аудит: Учебник/Под ред. проф. В.И. Подольского .-М.:Экономисть, 2007

[2] Алборов Р.А. Учебное пособие «Основы аудита», ДИС, 2008 - 224с.

[3] Аудит: Учебник/Под ред. проф. В.И. Подольского .-М.:Экономисть, 2007

[4] Подольский В.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 583 с

[5] Подольский В.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 583 с

[6] Подольский В.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 583 с

[7] Алборов Р.А. Учебное пособие «Основы аудита», ДИС, 2008 - 224с.

[8] Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник для вузов.-М: Финстатинформ, 2008.

[9] Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 318 с.

[10] Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 318 с.

[11] Подольский В.И. Аудит операций с материалами 6 Практ. пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

[12] Подольский В.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 583 с

[13] Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 318 с.

[14] Подольский В.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 583 с

[15] Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 318 с.

Наши рекомендации