Право поставщика и покупателя на односторонний отказ от исполнения договора поставки. Особенности исчисления убытков при одностороннем отказе от исполнения договора поставки
Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки
1. Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
2. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
3. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
неоднократной невыборки товаров.
4. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
46.Поставка товаров для государственных нужд: особенности правового регулирования.
Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.
Особенности данного вида договора поставки заключаются в том, что государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.
Закон детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:
во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;
во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;
в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.
Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.
47.Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд: понятие и особенности заключения.
Гос. нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Федеральные гос. нужды – это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ.
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе гос. контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее – государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Федеральным гос. заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.
Не допускается приобретение при выполнении гос. контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в РФ невозможно или экономически нецелесообразно. Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения гос. контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от его производства. Основанием заключения государственного контракта является принятый поставщиком (исполнителем) заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд. С момента принятия заказа поставщиком заключение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд для заказчика является обязательным. Если иное не предусмотрено соглашением между сторонами, проект государственного контракта разрабатывается и направляется поставщику гос. заказчиком, а поставщик в свою очередь обязан в тридцатидневный срок подписать проект государственного контракта и возвратить его второй экземпляр государственному заказчику или при наличии разногласий в этот же срок составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным гос. контрактом государственному заказчику либо уведомить его об отказе от заключения государственного контракта. Основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд является извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное гос. заказчиком в соответствии с гос. контрактом, если в нем предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому гос. заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.