Политика формирования собственногокапитала
Формирование собственного капитала представляет собой часть общей финансовой стратегии корпорации, котораязаключается в обеспечении ее производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами. Главные цели формирования собственного капитала:
1) создание за счет собственного капитала необходимогообъема внеоборотных активов (собственного основного капитала);
2) образование за счет собственного капитала определенной доли оборотных активов (собственного оборотного капитала).
Управление собственным капиталом связано не толькос рациональным использованием накопленной его части, нои с образованием собственных источников финансовых ресурсов, обеспечивающих будущее развитие корпорации. Впроцессе управления собственным капиталом источники его
формирования подразделяют на внутренние и внешние. В состав внутренних источников включают:
• нераспределенный доход;
• средства, присоединяемые к собственному капиталу врезультате переоценки (дооценки) основных средств;
• прочие внутренние источники (резервные фонды).
Амортизационные отчисления также являются внутренним источником формирования собственных денежных ресурсов, но величину собственного капитала они не увеличивают, а только служат способом его реинвестирования.
В состав внешних источников средств включают:
• мобилизацию дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);
• привлечение дополнительного акционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации акций);
• безвозмездную финансовую помощь от юридическихлиц и государства (например, государственным унитарным предприятиям, финансово-промышленным
группам и т.д.);
• конверсию заемных средств в собственные
• обмен корпоративных облигаций на привилегированные акции);
• средства целевого финансирования, поступившие наинвестиционные цели;
• прочие внешние источники (эмиссионный доход, образуемый при продаже акций выше их номинальнойстоимости).
Политика формирования собственных финансовых ресурсов (СФР) направлена на обеспечение самофинансирования корпорации. Данная политика включает в себя следующие основные этапы:
1. Анализ образования и использования СФР в базисномпериоде.
2. Определение общей потребности в СФР на предстоящий (прогнозный) период (квартал, год).
3. Оценку стоимости привлечения собственного капитала из различных источников.
4. Обеспечение максимального объема привлечения СФР за счет внутренних и внешних источников.
5. Оптимизацию соотношения внутренних и внешнихисточников образования СФР.
Успешное формирование СФР обеспечивает:
1) максимизацию массы прибыли с учетом допустимого уровня финансового риска;
2) рациональную структуру использования чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства;
3) разработку в компании эффективной амортизационной политики; |
4) формирование рациональной эмиссионной политики (дополнительной эмиссии корпоративных ценных бумаг) или привлечение дополнительного паевого капитала.
Заемный капитал корпораций.
Состав заемного капитала, его преимущества и недостатки как источника финансирования. Политика привлечения банковского кредита. Формирование заемного капитала в форме облигационного займа, коммерческого кредита. Показатели финансовой устойчивости корпорации.
Заемный капитал - это часть капитала предприятия, сформированного за счет заемных источников финансирования.
В состав заемного капитала корпорации входят:
1) краткосрочные кредиты и займы;
2) долгосрочные кредиты и займы;
3) кредиторская задолженность (в форме привлеченных средств).
Краткосрочные кредиты и займы служат источником покрытия оборотных активов. Предоплата рассматривается как беспроцентный кредит поставщикам, который часто становится причиной неплатежей в хозяйстве. Западные корпорации редко применяют данный вид оплаты товаров (услуг).
Задолженность компании-заемщика заимодавцу по полученным кредитам и займам в бухгалтерском учете разделяют на краткосрочную и долгосрочную. Задолженность может быть срочной и просроченной.
Краткосрочной считают задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев.
К долгосрочной относят задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев.
Срочной считают задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.
Просроченной считают задолженность по полученным займам и кредитам, договорный срок погашения долга по которым истек
Преимущества и недостатки свойственны как собственному, так и заемному капиталу
Собственный капитал | Заемный капитал | ||
Преимущества | Простота привлечения. Легкость реинвестирования в производство. Снижения риска банкротства. Повышение финансовой устойчивости. | Широкие возможности привлечения. Рост финансового потенциала для расширения производства. Относительно низкая стоимость (не облагается налогом на прибыль) | |
Недостатки | Ограниченность объема. Высокая стоимость по сравнению с заемными источниками. Упущенная возможность прироста прибыли от привлечения в оборот заемного капитала | Опасные финансовые риски (рост риска пропорционален росту удельного веса заемных средств). Активы, сформированные за счет заемных средств, дают меньшую норму прибыли (за счет их платности). Зависимость стоимости от конъюнктуры финансового рынка. Обязательность залога (в большинстве случаев). | |
Политика привлечения банковского кредита представляет собой часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующей условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита.
Политика привлечения банковского кредита включает в себя следующие основные этапы (шаги):
1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита.
2. Оценку соотношения между краткосрочным и долгосрочным кредитом (с учетом альтернативных форм привлечения заемного капитала: коммерческих кредитов, небанковских займов и др.).
3. Изучение и оценку коммерческих банков - потенциальных кредиторов заемщика. Такую оценку проводят по привлекательности кредитной политики банка для заемщика.
4. Сопоставление условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков.
Для решения вопроса о выборе банка-кредитора необходимо учитывать следующие факторы:
• общую характеристику банка: состав учредителей, организационно-правовую форму, цели и политику банка на рынке ссудного капитала, контингент его клиентов и др.;
• результаты деятельности банка за последний год: размер собственного капитала, позиции на финансовом рынке, финансовую устойчивость и др.;
• качество и разнообразие оказываемых банком услуг.
Для заемщика имеют значение и такие параметры, как:
• быстрота совершения расчетных операций;
• возможность получения недорогих кредитов;
• минимизация затрат на открытие расчетных, валютных и специальных счетов и качество их обслуживания;
• возможность выгодного вложения своего капитала и пр.
Даже небольшой перечень ситуаций характеризует многообразие возможных вариантов выбора банка для обслуживания. Получить представление о надежности и финансовой устойчивости банка можно из публикуемой им отчетности за ряд периодов (лет) и сравнения приведенных в ней показателей с другими кредитными организациями.