Группировка предприятий по формам собственности

Современная статистика выделяет следующие видыобъектов частной собственности, а именно:

О предприятия, учрежденные отдельными гражданами (ИЧП); О приватизированные предприятия.

Объекты государственной собственности подразделяют на три группы:

Þ федеральная форма собственности;

Þ территориальная форма собственности;

Þ муниципальная форма собственности.

Ряд институциональных единиц находится в ведении государства Российской Федерации. Это предприятия и фирмы, принадлежащие к таким отраслям, как:

• федеральные энергосистемы;

• ядерная энергетика;

• федеральный транспорт и пути сообщения;

информация;

деятельность в космосе;

метеослужбы;

исчисления времени и другие.

Следует отметить, что все остальные субъекты Российской Федерации могут осуществлять собственную правовую политику, включая правовые акты и законы.

Так как все предприятия и фирмы в рыночном хозяйстве размещены на территории страны, то возникает необходимость их изучения в пространственном аспекте. Это позволяет судить о развитии хозяйства в том или ином регионе страны, о перспективах развития самой территории (региона), о хозяйственных связях и так далее.

Такая классификация проводится в соответствии с административно-территориальным делением страны.

С 1995 года, в измененном Гражданском Кодексе РФ, различают также муниципальные предприятия, находящиеся в государственной собственности.

Полугосударственная, или смешанная форма собственности включает следующие виды предприятий:

• государственно-кооперативные предприятия;

• совместные предприятия;

• совместные инвестиционные проекты на базе предприятий, находящихся в государственной собственности и некоторые другие.

Объектом кооперативной формы собственности выступают кооперативные объединения граждан.

5. Правовое положение фирмы. По правовому положению предприятия различают:

¨ единоличная фирма;

¨ товарищества с ограниченной и неограниченной ответственностью;

¨ коммандитное товарищество;

¨ общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

¨ акционерные общества открытого и закрытого типов;

¨ кооперация (США);

¨ публичная компания (Англия);

¨ частная компания (Англия);

Таким образом, правовым положением предприятия (фирмы) определяется, кто в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, то есть кто будет оплачивать долги фирмы, если она обанкротится. От правового положения предприятия зависит, кому предоставляется право (полномочия) заключать сделки от имени фирмы. В отношении с контрагентами сделка считается действительной даже тогда, когда она выходит за рамки уставной цели или совершается лицом с превышением предоставленных ему фирмой полномочий. Выход за рамки предмета деятельности общества, предусмотренного в Уставе, или предоставленных полномочий может служить основанием для привлечения к ответственности действующих от имени фирмы лиц, но не может повлиять на действительность сделки. Правовым положением определяется, в чьем ведении находится решение тех или иных вопросов, касающихся хозяйственной деятельности предприятия. Организационно-правовое положение предприятий и фирм в различных странах определяется весьма различно и ограничивается Гражданским Кодексом и Торговым правом каждой страны. Обычно выступают в качестве самостоятельного субъекта предпринимательства в гражданском и торговом оборотах юридические лица (см. определение юридического лица по ГК РФ, часть 1).

6. Принадлежность фирмы по капиталу и контролю:

q национальные фирмы;

q иностранные фирмы;

q смешанные предприятия.

7. История образования и особенности развития предприятий:

q год создания;

q основные слияния, поглощения;

q изменение наименования фирм и предприятий;

q по формам общественной организации производства, то есть характер деятельности фирмы в условиях специализации, кооперирования, комбинирования и концентрации производства.

8. Тип объединения, в которое входит фирма и ее положение в нем:

q материнская компания;

q филиал;

q дочерняя фирма;

q ассоциированная компания.

(примечательно, что для дочерних фирм и других указывается наименование материнской компании).

9. Номенклатура производимой и реализуемой продукции:

¨ основные товары или группы товаров;

¨ направления специализации производства товаров и оказания услуг;

¨ номенклатура экспорта и импорта.

10. Место фирмы на мировом рынке:

· по важнейшим видам выпускаемых товаров;

· удельный вес фирмы в национальном или мировом производстве (торговле) основными товарами;

· доля экспорта и импорта страны;

11. Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы определяется следующими показателями:

q число заграничных дочерних компаний, в том числе производственных, их местоположение, виды деятельности;

q доля экспорта из стран производства в деятельности фирмы (рассчитывается как в целом, так и по важнейшим видам товаров);

q значение импортных операций в деятельности фирмы, их географическая направленность.

12. Производственная и материально-техническая база фирмыопределяется:

¨ число и местоположение производственных предприятий и их мощность;

¨ число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение.

13. Важнейшие Фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.

14. Производственно-технические и другие хозяйственные связис другими фирмами и предприятиями характеризуются следующими показателями:

· указывается наименование предприятий и фирм;

· формы связи с фирмами.

15. Структура аппарата управления фирмы:

q численный состав Совета директоров и Правления;

q название производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции;

q степень хозяйственной самостоятельности и ответственности.

16. Акционерный капитал фирмы или предприятия:

• распределение между собственниками акций;

• контрольный пакет акций, его принадлежность и владельцы.

17. Связи фирмы с банкамии характер этих связей.

Наши рекомендации