Фин-ая система страны, ее сферы и звенья

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Мировое разделение труда приводит к неравномерному распред-ю высокотехнологичных произ-в, к концентрации фин капитала в наиболее богатых странах путем следующих механизмов: финансового; банковского; ценового.

Более бедные страны зан-ся практически исключ-но добычей сырья и производством с/х продукции.

Однако содержание воспроизводственного пр-са при этом не изменяется - оно сохраняется устойчивым практически в любых ситуациях.

Процесс воспроизводства состоит из нескольких обязательных стадий, без любой из кот. он не может существовать: - стадии производства;- стадии обмена;- стадии распределения;- стадии потребления.

Каждая стадия обслуживается определенными эк. категориями. Участие данных эк. категорий в воспро-изводственном пр-се м/б: прямым и опосредованным.

Если исходить из общественного назначения финансов, то наиболее значительна их роль на стадии распределения. На этой стадии воспроизводственного пр-са активнее проявляются все общест-е интересы, а стало быть, и все общественные противоречия.

Именно на стадии распределения созданный общ-ный продукт делится сначала на долю потребления и долю накопления, а затем распределяется далее среди членов современного общества.

Из совокупного общественного продукта, идущего на потребление, в первую очередь выделяется доля, предназначенная для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспрои-ва. Оставшаяся часть распределяется между владельцем средств произ-ва и его рабочими. Данные пропорции складываются на протяжении многих столетий и останутся неизменными еще долгое время.

Стадии обмена и потребления возможны только после осуществления стадии распределения. Каждый участник делит свою часть дохода на два основных фонда:- фонд потребления;- фонд накопления.

В распределительный пр-сс вмешивается и гос-во, изымая из доходов свою долю, используя такие методы, как: - налоги;- займы; -страховые платежи.

Основным рычагом общест-го воздействия на гос. органы яв-ся выборы органов и лиц власти:- законодат-х органов;- президента;- различных должностных лиц.

Через общественные организации каждое общество четко определяет границы и сферы деят-сти гос-ва. Гос-во же пытается расширить сферу своего действия. Чем шире функции государства, тем на большую сумму доходов общества оно претендует. Гос-во берет на себя часть расходов на определенные области, кот. не могут обеспечивать сами себя. К таким областям относятся прежде всего следующие: - просвещение;- здравоохр-е;- социальное обеспечение,

Естественно, это не может не отразиться на цене рабочей силы, а следовательно, на уровне оплаты труда. Соответственно, чем выше доля общественных фондов, тем ниже доля личных фондов потребления населения.

Фин-ая система страны, ее сферы и звенья.

Финансовая система — это совокупность блоков, зве­ньев и подзвеньев фин отношений. Блоки фин системы РФ: гос. финансы; финансы юр. и физ. лиц.

Каждое звено фин-й системы вып-т свои функции, все вместе они образ-т единую финн-ую систему страны

Гос. финансы отражают эк. отно­шения по формир-ю и использованию централизованных фондов ден средств, предназначенных для обеспечения выполнения гос-вом его функций. Гос. финан­сы включают гос. бюджет и гос. внебюджетные фонды. По месту в фин системе гос. бюджет пред-ет собой основной фин план страны на текущий фин год, имеющий силу закона. По материальному содержанию гос. бюджет — это централизован­ный фонд ден средств гос-ва; по социально-эк-кой сущности — осн. инструмент распреде-ления и пере­распределения ВНП и нац-го дохода гос-ва.

Гос. внебюджетные фонды—форма аккумулирова-ния и перераспределения ден средств для удовлет­ворения социальных потребностей и дополнительного финансиро­вания террит-ных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федер. и территориальном уровнях и имеют целевое назна­чение. Внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд ОМС.

Финансы юр. лиц — совокупность эк-ких отношений по формированию и использованию ден фондов орг-ций, предпринимателей, физ. лиц, предназначен­ных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юр. лиц делятся на две группы: финансы ком. и финансы некоммерческих организаций.

Финансы (поступления) физ. (частные финансы) лиц — фин отношения, где субъектами управления вы­ступают физические лица. Частные финансы форм-ся за счет след-щих источников: заработная плата; доходы от предпринимательской деят-сти; доходы от операций с личным имущ-вом; доходы от владения ценными бумагами и ден накопле­ний в фин.-кредитной сфере; доходы в виде льгот и выплат со стороны гос-ва и т.д.

Виды денежных расходов физических лиц:

1) налоги (налог на доходы физ. лиц, налог на имущ-во физ. лиц и т.д.);

2) потребительские расходы (расходы на приобретение повсед­невных товаров и товаров длит. пользования);

3) сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, ино­странная валюта, страхование жизни, имущ-ва и т.д.).

4) накопления (покупка ювелирных изделий, антиквариата, про­изведений искусства и др.).

Из расходов семейного бюджета создается финансовый портфель — совокупность активов, составляющих богатство от­дельной семьи.

4. Содержание и значение финансовой политики. Задачи финансовой политики государства

Гос. финансовая политика — это совокуп­ность мероприятий гос-ва, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функц-вания эк-ки и фин сферы страны, на своевременное создание бездефицитного гос. бюджета, использование финансов для выполне­ния гос-вом своих функций. Фин политика — самостоя­тельная сфера деят-сти гос-ва в области эк-ких отношений. Фин политика гос-ва призвана обеспечить устойчивое и эффек-ное функционирование эк-ки и ее фи­н системы. Без эффективной фин политики невоз­можно осущ-ние гос-вом своих социальных, эк-­ких, экол-ких, оборонных и других обязанностей. Фин политика яв-ся неотъемлемой частью эк. политики, необходимой для развития фин системы страны.

Планированием и осущ-нием фин политики го­с-ва заним-ся следующ. гос. структуры: аппарат Президента; Законод-ное собрание; Правительство; Министерство финансов; Федер. казначейство; ЦБ России; местные фин органы и др.

Задачи фин политики гос-ва состоят в обес­печении устойчивого эк. роста, эффективного исполь­з-я гос. финансов, обеспечении надежного и устойчивого функционирования кредитного и фин рынка. Для обеспечения этих задач гос-во: 1) требует от хоз­-ных субъектов составления бухгалтерской, фин, статистичес-кой и иной отчетности, а также сведения о различных фин процессах, чтобы создать единое поле фин информации; 2) устан-ет правовые нормы, законы, законо­дат-ные акты в области финансов, на основе кот. происхо­дит регул-ние всех фин отношений; 3) проверяет пра­вил-сть и законность уплаты налогов и сборов и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера задач фин политика подразделяется на фин стратегию и фин тактику. Фин стратегия — долговременный курс фин политики, рассчитанный на перспективу и пре­дусм-щий решение крупномасштабных задач, реализацию определенных эк. и социальных стратегий. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика фин потоков, формиру­ются концепции их использования, намечаются принципы органи­зации финансовых отношений.

Фин политика направлена на решение задач конкрет­ного этапа развития общ-ва путем своеврем-го изм-ния способов организации фин связей и перегруппировки финан-х ресурсов.

Стратегия и тактика фин политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в кот. должно происхо­дить решение тактических задач. Тактика путем применения эф­фективных способов организации фин связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные фин стратегией.

Стратегич. управ-ние фин-ми традиционно осущ-ют:

1) аппарат Президента;

2) законодательные органы;

3) правительство и др.

Фин политика играет важную роль в развитии произ­водительных сил и их рац-ном размещении по тер-рии страны. Она способствует обеспечению фин ресурсами приоритетных эк. программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития эк-ки, стимулированию роста эффективности произ-ва, укреплению и развитию эк. связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Наши рекомендации