Финансовая система Российской Федерации, ее сферы и звенья

Сущность и функции финансов

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения ВНП в связи с формированием денежных доходов, накоплений (фондов).

Функции финансов:1. распределительная ; 2.контрольная; 3.регулирующая. Распределительная функция реализуется государством при регламентации денежных средств (бюджетных, фондовых потоков). ВНП распределяется и перераспределяется в рамках с помощью финансового механизма, который представляет собой систему инструментов (норм амортизации, ставок налогов, сборов, пошлин, взносов иных обязательных платежей, тарифов на оплату труда, нормативов на субъекты дотаций, льгот и санкций). Тем самым ВП распределяется на фонды возмещения, потребления и накопления.

Контрольная функция реализуется при организации сбора информации в виде финансовых показателей и её проверках (ведомственных, общественных, аудиторских).

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая система Российской Федерации, ее сферы и звенья

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой основными звеньями финансовой системы являются:

- государственный бюджет - ведущее звено, так как он является главным инструментом перераспределением национального дохода и основным финансовым планом страны;

- территориальные финансы;

- государственный кредит – кредитные отношения между государством и юридическими, и физическими лицами;

- внебюджетные специальные фонды (фонды социального страхования, пенсионные и другие фонды экономического и социального характера);

- финансы предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему,

2) внебюджетные специальные фонды,

3) государственный кредит,

4) фонды имущественного и личного страхования,

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Бюджетная система РФ в 1991г. кардинально изменилась. В соответствии с законом РФ «Об основах бюджетного устройства, бюджетного процесса РФ» и рядом других законов и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России имеет три звена:

- Федеральный бюджет;

-Бюджеты национально – государственных и административно – территориальных образований;

- Местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, которые способствуют расширению социальных услуг населению, обеспечивают дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейшими среди социальных фондов в России являются - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ. К экономическим фондам относятся дорожные фонды, экологические фонды, фонд финансирования фундаментальной науки (НИОКР).

В области страхования в Российской Федерации с переходом на рыночные отношения наряду с «Госстрахом», появляются акционерные и частные страховые компании, расширяется сфера страховых услуг.

Финансы предприятий и организаций различных форм собственности являются также одним из звеньев финансовой системы. Именно в этой сфере финансов, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение в стране.

Государственный кредит.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

История государственного кредита в России

Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

Финансы в широком смысле.

Понятие финансов произошло от таких латинских слов, как Finare, Finatio, Finantion, которые в Средние века означали обязательную уплату любой денежной суммы. Они созвучны другим словам, в том числе fien (хитрый), finder (изобретательный).

Терминология финансов комплексно не раскрыта в нормативных документах, а в области финансового права и юридической литературе регламентированы отдельные направления финансовых отношений, характерные для конкретных сфер, например публичных финансов, финансового рынка, финансов предприятия, финансов населения. Среди основных нормативных документов, раскрывающих финансовые отношения, следует выделить методологическое значение Гражданского, Бюджетного, Налогового, Трудового и Семейного кодексов.

Категорию «финансы» - рассматривают с разных позиций, в различных трактовках. Многие авторы считают, что финансы выражают экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Фонды могут быть централизованными и децентрализованными. В широком смысле финансы охватывают сферу государственных «публичных», территориальных финансов, финансов организаций, населения, кредитную систему, финансовый рынок, международные финансовые отношения. В узком смысле финансы отражают непосредственные денежные отношения при формировании и использовании фондов, необходимых для решения задач управления государством, его территориальными органами, в том числе субъектами Федерации. В основном это бюджетные фонды денежных средств. Кроме бюджетного уровня в финансовую систему необходимо включить широкий круг юридических и физических лиц.

В структуре финансовой системы обычно выделяют три бюджетных уровня. На первом уровне выступают общегосударственные, на втором — региональные, а на третьем — муниципальные финансы. Кроме бюджетных уровней управления финансами выделяют финансы хозяйствующих субъектов, фирм (предприятий, организаций, корпораций) и домохозяйств, которые формируют материальную основу финансовой системы. Это финансовые ресурсы частных и государственных предприятий, а также населения страны.

Государственные финансы рассматривают также как систему денежных отношений на этапах формирования государственных и муниципальных фондов денежных средств в результате распределения и перераспределения национального дохода (внутреннего валового продукта).

Финансовые отношения охватывают сферу государственного централизованного управления, пронизывают кругооборот децентрализованных денежных средств населения и предприятий различных форм собственности. Поэтому структуру финансовой системы представляют как совокупность финансовых институтов, образующих соответствующие денежные фонды, и как совокупность государственных и муниципальных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая система вместе с кредитной системой образуют институциональную структуру кредитно-финансовой системы страны. В кредитной системе выделяют центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, специализированные финансовые институты, включая страховые компании, а также почтовые и сберегательные организации.

Итак, финансы выражают денежные отношения, возникающие внутри бюджетной системы, между бюджетными и внебюджетными организациями, юридическими и физическими лицами, а также между налогоплательщиками и звеньями бюджетной и внебюджетной сферы.

С позиций теории систем в финансовой системе выделяют функциональные подсистемы, которые отличаются характерными особенностями финансовых отношений, в том числе:

бюджетную; налоговую; кредитную; платежную; валютную.

Следует подчеркнуть, что финансы и деньги нельзя отождествлять, так как они выполняют различные функции. Деньги являются всеобщим эквивалентом, в том числе в обменных операциях, а финансы — это составляющая денежных отношений, инструмент распределения и контроля процессов образования и использования денежных потоков по различным направлениям деятельности.

Органы финансового контроля

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных и доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.
2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение.
3. Оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондах.
4. Финансовая экспертиза НПА - все законы направляются в счетную палату, и счетная палата готовит постановление о целесообразности по прибывшим законам.
5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях .
6. Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.

Счетная палата осуществляет:

1.Контрольно-ревизионная деятельность
2.Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).
3.Информационная деятельность.

Счетная палата может:

1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.
2.Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования).
3.Полномочия в представление финансирования денежных средств.

Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента - для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ - осуществляет контроль через систему специальных органов.
Министерство финансов - обладает полномочиями министерства финансового контроля в бюджетной сфере.

Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:

1.Контроль за соблюдением финансового законодательства.
2.Контроль за качеством использования всех бюджетов.
3.Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.
4.Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.

Федеральное казначейство - полномочия :

1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.
2. Получать от финансово-кредитных учреждений - справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов - установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета.
4. Санкции - приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
5. Изъятие - на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.
6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.

Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:

1. Выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений.
2.Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.
3.Выявление, предупреждение, пресечение нарушений в налоговых органах.

Имеют право проводить в соответствие с законодательством оперативно розыскные мероприятий, дознания и оперативные следствия в целях выявления и пресечений налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц совершивших указанные преступления.

Право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банке и других кредитных учреждениях на срок до 1-го месяца в случае не предоставления док связанных с оплатой. Работники службы налоговых поступлений имеют право беспрепятственно входить в производственные, складские и иные учреждения и обследовать такие помещения. Требовать от должностных лиц исполнение выявление нарушений. Подать в арбитражный суд иск.

Контроль за страховой деятельностью осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.

Банковский контроль - Центробанк. Виды:

1.Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций.
2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).
3.Соблюдение экономических нормативов.
4.Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).
5.Санкции - замена руководителя банка.
6.Ввод внешнего управляющего в банк.
7.Штрафные санкции.
8.Приостановление лицензии.
9. Отзыв лицензии

Пути совершен.фин.контроля

Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов.

Пути совершенствования финансового контроля.

-Создание единой государственной концепции финансового контроля в стране.

-Перспективным направлением является совершенствования финансового контроля переход к аудиту эффективности государственных расходов, который предполагает анализ результативности и обоснованности расходование государственных средств.

-Законодательное закрепление основ проведения ревизий.

-Использование новых информационных технологий, в целях создание единого информационного, открытости для проверяющих органов, для ускорения получения информации, обмена между контрольными органами.

-В целях совершенствования не государственного контроля предполагается по аудиторскому контролю повышение качества оказываемых услуг, необходимо разработать дополнительные критерии, создать методики оценки ущерба от не качественных проверок, работать на повышение квалификации аудита.

-Необходимо законодательно закрепить контроля служб внутреннего контроля. Общественный контроль, законодательное обеспечение процедур доступа к информации, и информирование о результатов деятельности, разработка мер ответственности за уклонение предоставление информации.

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности.

Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:

· Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).

· Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.

Формула расчета порога рентабельности в денежном выражении:

ПРд = В*Зпост/(В - Зпер)

Формула расчета порога рентабельности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):

ПРн = Зпост / (Ц - ЗСпер)

где, В- выручка, Зпер - переменные затраты, Зпост - постоянные затраты, Ц- Цена, выручка на единицу продукции, ЗСпер - средние переменные затраты (на единицу продукции).

Запас финансовой прочности

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Повышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

Запас финансовой прочности = Выручка - Порог рентабельностиРасчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:

1) объем реализации совпадает с объемом производства;

2) объем реализации меньше объема производства;

3) объем продаж больше объема производства.

Итак, для измерения запаса финансовой прочности необходимо выполнение следующих шагов:

-расчет запаса финансовой прочности;

-анализ влияния разности объема продаж и объема производства через коррекцию величины запаса финансовой прочности с учетом прироста товарно-материальных запасов предприятия;

-расчет оптимального прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.

Прямые и косвенные расходы.

Налоговый учет – это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов. Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом.

Прямые расходы - это затраты, связанные с производством отдельного вида продукции (выполнением определенных работ, оказанием отдельных услуг), которые могут быть непосредственно включены в себестоимость этой продукции.

К ним, в частности, относятся затраты:

  • на сырье и основные материалы;
  • покупные изделия и полуфабрикаты;
  • топливо и электроэнергию;
  • оплату труда основных производственных рабочих (с отчислениями);
  • амортизацию производственного оборудования.

Косвенные расходы - это затраты, которые связаны с производством нескольких видов продукции. Напрямую они не могут быть отнесены на конкретный вид продукции. Поэтому они распределяются по видам продукции косвенно согласно предусмотренным в учетной политике организации показателям, с помощью заранее рассчитанных коэффициентов. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Напомним, что разделение затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства и принятого метода учета затрат (калькулирования себестоимости).

Виды финансовых отношений.

Виды финансовых отношений можно разделить следующим способом:

  1. Финансовые отношения государства и юридического лица. Все предприниматели платят налоги государству, так как самое главное право любого государства это взимание налогов. В свою очередь государство обеспечивает нормальное функционирование, юридическому лицу обеспечивая его финансовую и правовую поддержку.
  2. Финансовые отношения между государством и физическим лицом, то есть живим человеком. Физическое лицо, как и юридическое, платит налоги государству, а взамен государство обязуется обеспечивать ему социальные гарантии и прочее. Деньги налогоплательщиков в большинстве случаев идут на содержание социальных учреждений и другие затраты государства.
  3. Отношения между субъектами. Эти отношения наступают при реализации сырья, аренде, при различных взаимодействиях компаний и предприятий, купли продаже ценных бумаг, заключении договоров.
  4. Финансовые отношения, которые осуществляются между предприятием и вышестоящим органом. Межотраслевые и ведомственные отношения, отчисления предприятий в различные фонды которые в дальнейшем будут помогать предприятию.
  5. Отношения, которые осуществляются внутри хозяйства. Это отношения, которые осуществляются внутри предприятия или фирмы непосредственно между работниками, а также подразделениями этой фирмы независимо от структуры, и осуществляется в процессе производства.
  6. Финансовые отношения предприятия с одной стороны и банками, компаниями страхового сектора, различными финансовыми биржами.

Маржа.Порядок расчета

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) — разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию, — очень ценный показатель при анализе финансовых результатов. С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

М = ОЦ – СП, где:

М – маржа (называемая прибылью на единицу продукции)

ОЦ – значение отпускной цены,

СП – показатель себестоимости продукции.

К = П / ОЦ, где:

К – значение коэффициента прибыльности в %,

П – прибыль на ед. продукции

Сущность и функции финансов

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения ВНП в связи с формированием денежных доходов, накоплений (фондов).

Функции финансов:1. распределительная ; 2.контрольная; 3.регулирующая. Распределительная функция реализуется государством при регламентации денежных средств (бюджетных, фондовых потоков). ВНП распределяется и перераспределяется в рамках с помощью финансового механизма, который представляет собой систему инструментов (норм амортизации, ставок налогов, сборов, пошлин, взносов иных обязательных платежей, тарифов на оплату труда, нормативов на субъекты дотаций, льгот и санкций). Тем самым ВП распределяется на фонды возмещения, потребления и накопления.

Контрольная функция реализуется при организации сбора информации в виде финансовых показателей и её проверках (ведомственных, общественных, аудиторских).

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая система Российской Федерации, ее сферы и звенья

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой основными звеньями финансовой системы являются:

- государственный бюджет - ведущее звено, так как он является главным инструментом перераспределением национального дохода и основным финансовым планом страны;

- территориальные финансы;

- государственный кредит – кредитные отношения между государством и юридическими, и физическими лицами;

- внебюджетные специальные фонды (фонды социального страхования, пенсионные и другие фонды экономического и социального характера);

- финансы предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему,

2) внебюджетные специальные фонды,

3) государственный кредит,

4) фонды имущественного и личного страхования,

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Бюджетная система РФ в 1991г. кардинально изменилась. В соответствии с законом РФ «Об основах бюджетного устройства, бюджетного процесса РФ» и рядом других законов и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России имеет три звена:

- Федеральный бюджет;

-Бюджеты национально – государственных и административно – территориальных образований;

- Местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, которые способствуют расширению социальных услуг населению, обеспечивают дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейшими среди социальных фондов в России являются - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ. К экономическим фондам относятся дорожные фонды, экологические фонды, фонд финансирования фундаментальной науки (НИОКР).

В области страхования в Российской Федерации с переходом на рыночные отношения наряду с «Госстрахом», появляются акционерные и частные страховые компании, расширяется сфера страховых услуг.

Финансы предприятий и организаций различных форм собственности являются также одним из звеньев финансовой системы. Именно в этой сфере финансов, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение в стране.

Наши рекомендации