Сроки выполнения работ (оказания услуг). Последствия нарушения исполнения сроков выполнения работ (оказания услуг)

Как уже было отмечено, сроки - это отдельные этапы, периоды, отрезки времени, с которыми гражданское законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Поскольку течение времени объективно и не зависит от воли людей, сроки по своей правовой природе относятся к юридическим фактам-событиям. С их истечением законодательство связывает соответствующие юридические последствия. Сроки в гражданском праве устанавливаются законом, иными правовыми актами, сделками и судебными актами согласно ст. 190 ГК РФ.

В гражданском праве сроки весьма разнообразны и обычно классифицируются по различным основаниям. Выделяют нормативные сроки, которые устанавливаются законом или иными правовыми актами (ст. 42, 186, 234 и др. ГК РФ), договорные (ст. 314 ГК РФ), судебные (определяются судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами). Нормативные сроки могут быть императивными и диспозитивными. По назначению различают сроки, порождающие гражданские права (ст. 234 ГК РФ), сроки осуществления гражданских прав (ст. 7, 19, 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст.470-473, 722, 755 ГК РФ), сроки исполнения обязанностей (ст. 314 ГК РФ) и сроки защиты прав (ст. 196, 197 ГК РФ). В статье 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" сформулированы основные правила о сроках службы, сроке годности и гарантийном сроке. Эти сроки являются пресекательными и правопрекращающими.

В Законе РФ "О защите прав потребителей" срокам выполнения работ (оказанию услуг) посвящена ст.27, из смысла которой следует отметить некоторые особенности порядка определения сроков выполнения работ (оказания услуг):

1. Для сроков выполнения работ законодатель закрепил как возможность нормативного, так и договорного порядка их установления. Так, согласно ст.27 исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). При этом в договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

2. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться следующими способами:

а) датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги);

б) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

Даты, указанные в п. "а" и "б", определяют срок выполнения работ (оказания услуг) совместно.

3. При условии выполнения работы (оказания услуги) по частям, например, доставка периодической печати, техническое обслуживание, в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг) должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг). По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пункт 1 ст.708 ГК РФ закрепляет аналогичные сроки: в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии со ст.28 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливаются последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

Под нарушением исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) законодатель подразумевает нарушение сроков начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги). Однако законодатель в рамках установления нарушения исполнителем сроков выделяет также случай, когда во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок.

Таким образом, при нарушении исполнителем указанных сроков потребитель по своему выбору вправе:

а) назначить исполнителю новый срок. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги);

б) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги).

При уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги) размер цены определяется по правилам п. 3 ст. 24 Закона РФ "О защите прав потребителей". Таким образом, в случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги) в расчет принимается цена выполненной работы (оказанной услуги) на момент предъявления потребителем данного требования, если оно добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;

г) отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю, определяется в соответствии с п. 4 и 5 ст. 24 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые предусматривают, что потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара (работы, услуги), установленной договором, и ценой соответствующего товара (работы, услуги) на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" новых сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пеню), которая имеет следующие особенности:

данная неустойка по своей природе является пеней, т.е. взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки;

законодатель установил ее размер: она взыскивается в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа;

договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени);

неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей";

неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей";

сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги);

размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена - исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Согласно п. 6 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Наши рекомендации