Проблема подлинности в нумизматике

Коллекционерам, интересующимся нумизматикой, необходимо знать некоторые методы определения подлинности предлагаемых им монет. Пройдет много лет, прежде чем коллекционер накопит необходимый опыт и сможет уверенно судить о подлинности, поэтому я бы рекомендовал обращаться за советами к профессионалам.

Вместе с появлением в обиходе монет нашлись умельцы, проявлявшие немалое мастерство в изготовлении фальшивок. Поначалу подделки делались исключительно для обращения их как платежное средство. Из года в год монеты подделывались все лучше и лучше, повышалось и качество чеканки монетными дворами. Как только монеты стали представлять коллекционный интерес, стали изготавливать фальшивки, пытаясь их реализовать уже как предмет коллекционирования. Экспертов же, действительно умеющим отличить подлинную монету, всегда было очень мало. Поэтому коллекционерам, серьезно занимающимся нумизматикой, необходимо знать некоторые методы определения подлинности предлагаемых им монет. Существуют определенные критерии подлинности монет, связанные с технологией изготовления. Монеты чеканят, и это сложный технологический процесс. Фальшивомонетчики же чеканкой, в принципе, занимаются редко, это очень сложно и дорого. Как правило, они отливают монеты с помощью высокотехнологичного оборудования. Металл, однако, не всегда способен залить мельчайшие детали формы, которая изготавливается с подлинной монеты, поэтому изображение получается менее четким, чем при чеканке. Это главное технологическое отличие подделок.

Есть и другой безусловный признак подлинности монет, особенно монет XVIII века, слоение недостаточно качественного металла под действием процесса внутренней коррозии. Сымитировать это невозможно. Следующий критерий - процентное содержание металла и примесей. В настоящее время в России нет специального каталога, содержащего данные по монетам касательно процентного содержания металлов и примесей, но мы планируем его создать. Такая работа будет проводиться с помощью специального прибора спектрометра.

Проблема подлинности в нумизматике - student2.ru
Высококачественная подделка «Семейного»полуторарублевика 1836 г.,
часто встречается на российском рынке

Этот прибор - новое слово в экспертизе. Сейчас можно получить данные технической экспертизы к уже и моющемуся на руках авторитетному заключению эксперта относительно подлинности монеты. Экспертиза покажет пробу и состав металла, не причинив никакого вреда предмету, По процентному содержанию примесей, имея сравнительную базу, можно сделать окончательный вывод о подлинности монеты. Особенно это касается наиболее подделываемых серебряных монет XVIII века, поскольку именно тогда использовалось серебро не очень высокой пробы и с большим количеством примесей. Отливать из него хорошие копии можно, если добавлять современные присадки, увеличивающие текучесть металла, однако спектрометр их сразу обнаружит. Либо для литья нужно использовать серебро очень высокой пробы.

Один из важных критериев подлинности - вес, выдержать который при изготовлении копий достаточно сложно, Точные значения веса той или иной монеты всегда можно найти в каталогах.

Рекомендуется сравнивать монеты с фотографиями подлинников. Для этого необходимо купить каталог «Корпус русских монет великого князя Георгия Михайловича". Оригинал книги тех времен стоит достаточно дорого - $12000 - $15000. Есть и репринтное издание с хорошими фотографиями на французском языке, которое стоит $600-$700. В книге к описанию каждой монеты прилагается хорошая фотография.

Если попадается монета, не указанная в каталогах, также возникает вопрос о ее подлинности. Возможно, это редкий, не описанный в специальной литературе штемпель, но такое бывает в очень редких случаях, Практически все монеты, особенно редкие образцы и их разновидности, описаны в каталоге Георгия Михайловича.

Проблема подлинности в нумизматике - student2.ru
Фантазийная подделка 1 рубля 1912 г., в память 100-летия
Отечественной войны 1812 г., сделанная в золоте, тогда как
настоящие монеты чеканились только в серебре

Существуют итак называемые новоделы - монеты, которые чеканились на монетных дворах позже той даты, которая была вырезана на штемпеле. Они чеканились по заказу коллекционеров через несколько лет после чеканки оригиналов. Поэтому качество заготовки и оборудования было зачастую выше. Если проходило несколько десятков лет, штемпеля подгравировывались, в результате пробы серебряных и золотых новоделов иногда оказывались выше оригиналов, Новоделы отличаются от подлинников более проработанными деталями: точным и правильным изображением, четко прочеканенными буквами, ровным полем. Довольно много встречается их среди медных монет. Но если чеканка серебряных и золотых новоделов вызвана, как правило, редкостью монеты, то чеканка медных новоделов - качеством выпускаемых монет. Особенно это касается монет XVIII века. Цены на серебряные и золотые новоделы обычно ниже стоимости оригинала, а стоимость медных новоделов обычно выше.

Вот почему человеку, имеющему устойчивый интерес к нумизматике, во избежание лишних материальных затрат, связанных с покупкой фальшивок, можно посоветовать приобретать монеты у профессионалов. Лучше всего обращаться в крупные фирмы, хорошо себя зарекомендовавшие на нумизматическом рынке, где вам предложат не только предметы коллекционирования, но и все, что сопутствует этому: литературу, аксессуары, необходимую информацию. И, конечно, на каждый, особенно дорогой предмет, необходимо требовать экспертное заключение от продавца, в котором обязательно должны быть: фотография, характеристики и, в идеале, спектральный анализ.

Игорь ЛАВРУК

Наши рекомендации