Корректировка на постоянные затраты
Расчет суммы покрытия Ι завершается уменьшением выручки от реализации на величину переменных затрат. Но контроллинг предполагает поэтапный расчет целой системы показателей суммы покрытия
Выручка от реализации продукции –
- переменные затраты
Сумма покрытия Ι –
- постоянные затраты по продвижению
товара на рынок
Сумма покрытия ΙΙ –
- постоянные управленческие затраты
по группе товаров
Сумма покрытия ΙΙΙ –
- общие постоянные затраты
Результат финансово-хозяйственной
деятельности предприятия
Вторым этапом расчета суммы покрытия является корректировка суммы покрытия Ι на величину постоянных затрат. Сначала из суммы покрытия Ι вычитаются прямые постоянные затраты по продвижению продукта на рынок. Полученная величина суммы покрытия ΙΙ позволяет оценить результативность рекламной кампании и сбытовой стратегии.
Следующим шагом является вычитание из суммы покрытия ΙΙ постоянных затрат по продуктовой группе, связанных с производством и управлением. Результат представляет собой сумму покрытия ΙΙΙ, или результат продуктовой группы или центра прибыли. Результат продуктовой группы может быть превращен в относительный показатель рентабельности капитала, характеризующий данную продуктовую группу. Последним шагом из суммы покрытия ΙΙΙ вычитаются общие постоянные затраты.
При простом расчете сумм покрытия все структурные затраты объединяют в один блок. Однако практическое внедрение контроллинга на зарубежных предприятиях показало что часть постоянных затрат можно соотнести со специальными базовыми величинами. Поэтому в блоке структурных затрат выделяют несколько уровней:по продуктам;по группам продуктов;по местам возникновения;по подразделениям;по предприятию в целом.
Такой сложный многоступенчатый процесс разделения затрат рационально проводить лишь на крупных производственных предприятиях. На мелких и средних предприятиях достаточно осуществлять разбивку постоянных затрат лишь на две группы – специальные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов. К ним относятся, например, постоянные затраты на рекламу и продвижение продукта. Используя значения прямых постоянных затрат по продукту или группе продуктов, мы можем рассчитать сумму покрытия ΙΙ. Если постоянные затраты отражают финансирование рекламной компании, затраты на продвижение товара, транспортировку и т.д., то мы можем сказать, что сумма покрытия ΙΙ отражает эффективность работы по продвижению товара на рынок, показывает, насколько эффективна проводимая рекламная компания. Сумма покрытия ΙΙ дает оценку работе менеджера, в то время как сума покрытия Ι оценивает сам продукт.
Общие постоянные затраты не имеют прямой связи с отдельными продуктовыми группами. К ним относятся, например, постоянные затраты на управление предприятием – затраты финансово-экономических служб, отдела контроллинга, административного персонала. Данные затраты не соотносятся с отдельными продуктовыми группами.
К постоянным затратам можно отнести производственные затраты (вспомогательное производство, общепроизводственные расходы и проч.), управленческие (общехозяйственные) расходы, амортизация основных средств и нематериальных активов, реклама, страхование и проч., а также коммерческие расходы.
26. Анализ отклонений при планировании прибыли
Анализ отклонений позволяет формировать фактический результат на основе частично стандартизированных или сметных данных, используемых в расчете прибыли от реализации. В контроллинге могут применяться два вида контроля затрат, представленных на рисунке 20: метод сопоставления и метод бюджетирования.
Отклонения от бюджета и нормативов деятельности учитываются в форме корректировок затрат. Если они отрицательны (т.е. затраты ниже запланированных), то быстрее достигается цель по сумме покрытия. Положительные отклонения свидетельствуют о повышении величины целевого покрытия, т.е. увеличение потребности в суммах покрытия.
Отклонения группируются по функциональным отделениям «сбыт», «производство», «закупки», т.к. на их основе соответствующие менеджеры должны проводить корректирующие мероприятия. Каждая величина из раздела «Анализ отклонений» получена путем сопоставления плановых и фактических показателей. На этапе планирования сигнальная система «Анализ отклонений» установлена на нуле. Процесс анализа отклонений поэтапно представлен на рисунке 21.
Источником данных о фактических значениях контрольных величин служит учетная система предприятия. При определении отклонений необходимо в обязательном порядке учитывать знак, стоящий перед значением отклонения, который, в свою очередь, помимо арифметической, нес бы в себе и смысловую нагрузку, т.е. отражал позитивное или негативное влияние на величину суммы покрытия. Отклонения в значениях доходов и затрат имеют следующее значение :
Отклонение доходов: факт – план + позитивное отклонение
Отклонение затрат: план – факт - негативное отклонение
Отклонение финансовых потоков может иметь двойное измерение: количественное и временное. Временные отклонения вызываются временным сдвигом фактического поступления (выплаты) средств относительно запланированного. Временные отклонения со временем компенсируются. Такого рода отклонения имеют большое значение при осуществлении финансового планирования как такового, поскольку временные отклонения могут привести предприятие к временному дефициту ликвидности, к ситуации неплатежеспособности. В рамках же планирования прибыли подобные отклонения не рассматриваются, т.к. не влияют на величину полученной прибыли.
Количественные же отклонения играют важнейшую роль при определении фактически полученной прибыли. При постоянном ассортименте затрат можно выявить три основных вида частных количественных отклонений.
· ценовое отклонение: возникает в результате изменения цен на факторы производства;
· отклонение потребления: возникает в результате изменений в потреблении факторов производства;
· мощностное отклонение: возникает в результате изменений в использовании мощностей.
Условием выделения подобных видов частных отклонений является деление затрат на постоянные и переменные.
Влияние ценового отклонения = объем фактический × (цена факт – цена план)
Влияние количественного отклонения = цена план × (объем факт – объем план)
Отклонения в объеме реализации и, соответственно, в величине суммы покрытия, связаны с тем, что не вся произведенная для реализации в отчетном периоде продукция была реализована, в то время, как запасы продукции на складе подверглись изменениям – часть запасов была реализована. Корректируем:
произведенное, но не реализованное – постоянные затраты относятся на затраты на период, переменные – переносятся в следующий отчетный период в составе запасов;
произведенное в прошлом периоде, но реализованное в текущем (из запасов) – постоянные затраты не учитываются (отражались в прошлом отчетном периоде), переменные – относятся на текущий период (уменьшая тем самым запасы).
27. Сопоставление планирования прибыли в контроллинге с данными бухгалтерского учета.