Описание продукции ( услуг )

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

Характеристика продукции:

-функциональное назначение продукции. для каких целей она предназначена;

-примеры использования продукции;

-стоимость в зависимости от объемов производства;

-технологичность;

-универсальность;

-соответствие продукции принятым стандартам;

-на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец , серийное производство и т. п.);

-требования к контролю качества;

-требования к подготовке пользователей;

-требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

-имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

-патентно-лицензионная защита.

Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:

-описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;

-почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;

-принципы ценообразования конкурентов;

-способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами;

Исследования и разработки:

-цели и описание планируемых НИОКР;

-существующие технологические риски;

-технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;

-описание концепции развития продукта следующих поколений.

Финансирование:

-принятая концепция ценообразования;

-оптимальные размеры заказов и формы оплаты;

-условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;

-уровень запасов;

-производственная кооперация.

АНАЛИЗ РЫНКА

В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.

Характеристика рынка:

-размеры рынка(регион, РФ, СНГ, мировой рынок);

-уровень и тенденции развития рынка;

-динамика цен на рынке за последние 5 лет;

-специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;

-независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;

-предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;

-планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;

-особые цели на рынке.

Характеристика потребителей продукции:

-тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);

-их географическое расположение;

-их мнение о продукции;

Стратегия продвижения продукции на рынке:

-расчет и обоснованные цены, ценовая политика;

-система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;

-реклама;

-стимулирование сбыта;

-сервисное и гарантийное обслуживание;

-связи с общественностью.

Характеристика конкурентов:

-перечень предприятий - основных конкурентов;

-их сильные и слабые стороны;

-их финансовое положение;

-уровень технологии;

-удельный вес в обороте рынка;

-используемые конкурентами стратегии маркетинга;

-возможная реакция конкурентов.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике).Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий(мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

Описание технологического процесса должно отразить:

-обеспеченность сырьем, оборудованием, комплектующими, энергией;

-потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

-потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

-потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих,

производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;

-требования к источникам энергии и их доступность;

-требования к подготовке производства;

-возможности совершенствования технологии производства;

-требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:

-административный персонал;

-инженерно-технический персонал;

-производственный персонал;

-условия оплаты и стимулирования;

-условия труда;

-структура и состав подразделений;

-обучение персонала;

-предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

ПЛАН СБЫТА

План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:

-цену продукции;

-методы ценообразования и установления гарантийного срока;

-схему реализации продукции(с авансом, в кредит, на экспорт);

-размеры скидок;

-время на сбыт;

-уровень запасов;

-процент потерь ;

-условия оплаты( с предоплатой, в кредит);

-время задержки платежа.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об участии в капитале фирмы).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств, особенно использования средств ФФПМП.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.

Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы.

Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Обязательно следует включить затраты на обеспечение и страхование.

Необходимо отразить(помесячно, поквартально, по годам):

-изменение курса рубля к доллару;

-перечень и ставки налогов;

-рублевую инфляцию (возможен различный %,в зависимости от объекта);

-формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.

-порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

-каким образом, по мнению предприятия, ФФПМП сможет изъять капитал, если оно или предприятие не заинтересованы в участии ФФПМП в акционерном капитале на постоянной основе.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

-отчетом о прибылях и убытках(показывает операционную деятельность предприятия по периодам); (форма отчета приведена в Приложении 1-1).

-планом продвижения денежных средств (кэш-фло), (форма отчета о движении денежных средств приведена в Приложении 1-2).

-балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени); (форма балансовой ведомости приведена в Приложении 1-3).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнении к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта:

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.

Показатели платежеспособности и ликвидности:

Коэффициент текущей ликвидности Рекомендуемое значение

текущий оборотный капитал

К1 = ———————————- к1=(1,0 - 3,0)

кредиторская задолженность

Коэффициент немедленной ликвидности

Денежные запасы + Дебиторская задолженность

К2 = —————————————————————- к2=(0,5 - 1,0)

Кредиторская задолженность

Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные запасы

К3 = ————————— к3=(0,2-0,7)

Кредиторская задолженность

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

к4=Д3/К3

Соотношение материально-производственных запасов и оборотного капитала

Соотношение кредиторской задолженности и материально- производственных запасов.

При необходимости приводятся также показатели структуры капитала

Наши рекомендации