Законодательное регулирование
Оборот факторинга / ВВП, %
Австрия
Нужна банковская лицензия для всех видов факторинга
1,2
Германия
Нужна банковская лицензия для отдельных видов факторинга
3,1
Франция
Банковская лицензия не нужна, но факторинговые компании поднадзорны Банку Франции
5,3
Италия
Государственное регулирование существует, но не имеет отношение к банковскому
7,8
Великобритания
Государственное регулирование отсутствует
13,4
Этот же вывод отмечают и исследования Мирового банка. Хотя во многих странах мира соотношение объема факторингового рынка и ВВП достаточно высоко, доля факторинга в ВВП снижается тем быстрее, чем сильнее урегулирована факторинговая деятельность в стране. Так, в Италии, Великобритании, Португалии это соотношение составляет порядка 10%, а в Германии этот показатель составляет около 2 %.
Так Ассоциация факторинговых компаний (АФК) приводит следующие данные о развитии мирового рынка факторинга (таблица 1):
в Англии, где деятельность факторинговых компаний никак не регулируется, число факторов находится в районе 100, оборот за 2007 год составил 286,5 млрд. евро. Во Франции, где факторинговая деятельность подчиняется Банку Франции, число факторов состаляет 25, оборот за 2007 год — 121,66 млрд. евро; в Германии — около 40 Факторов, оборот — 89 млрд. евро. Исключением из общего правила здесь может быть разве что США, в которой действуют 108 факторинговых компаний, с общим оборотом факторинга — 97 млрд. евро., что в объеме ВВП не превышает 1-2 %.
Такое различие во многом объясняется и направлением использования факторинга. Так в Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли [77].
Стоит отметить еще одну особеность мирового рынка факторинга. Не смотря на то, что факторинг представлен целым рядом разновидностей: инвойс-дискаунтинг, факторинг с регрессом, факторинг без регресса, коллекторские услуги, реверсивный факторинг и др. - соотношение этих продуктов в каждой стране разное, что во многом объясняется обычаями делового оборота. Так, анализируя рынок факторинга Великобритании, М. Трейвиш отмечает: «Дело в том, что еще до появления факторинга сложилась очень сильная индустрия кредитного страхования. Ко времени появления факторинга уже все английские компании, в силу традиций делового оборота, имели контракты с кредитными страховщиками. И услуга, связанная с покрытием кредитных рисков, в Англии оказалась невостребованной» [70]. Поэтому основную масу рынка Великобритании занимает факторинг с регрессом.
В то же время в континентальной Европе, наоборот, первые места занимает факторинг без регресса. Так, например, в Болгарии его доля составляет 90 %, Италии 64 %, Франции — 55 %. Хотя если брать рынок каждой страны: то можно увидеть некоторые отличия. Так, Швеции, Голландии, Кипре, Германии преобладает инвойс-дискаунтинг. В Болгария и Дании доминирует факторинг без регресса. В Португалии, Австрии, Венгрии, напротив до 90% операций приходится на долю факторинга с регрессом. Особняком стоит Испания, где 38% рынка приходится на реверсивный факторинг.
Россия в связи с неразвитостью кредитного страхования вплоть до 2008 года шла по пути континентальное Европы, однако в связи с экономическим кризисом вынуждена была перейти на факторинг с регрессом.
По разному происходит и развитие факторинговых услуг в развитых и развивающихся странах. «На Западе некоторые факторинговые компании одновременно предлагают своим клиентам и инвойс дискаунтинг, и факторинг, и другие продукты, не волнуясь по поводу того, что клиент может в чем-то запутаться» [70], - отмечает генеральный секретарь International Factors Group Эрик Тиммерманс. В то же время в развивающихся странах, где только начинают отходить от классического факториннга, постепенно внедряя инвойс-дискаунтинг, происходит некоторое путанность в восприятии отдельных видов факторинговых продуктов. Это характерно и для отечественного рынка.
Кроме того, определенное влияние на распространение тоого или иного вида факторинга могут оказать платежная дисциплина клиентов (например, в Швеции, где отсрочка платежа практически не используется — факторинговые услуги не развиты) а также вид отрасли, обслуживаемой факторингом. Если принять во внимание, что: в Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли; в Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг; в Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли, а во Франции — основное внимание уделяется транспортным услугам, розничной торговли, легкой промышленности, услугам по трудоустройству - можно сделать вывод о том, что наиболее перспективными отраслями для факторинга является розничная торговля и сфера оказании
Почему именно в Англии и Италии так много факторинговых компаний?
Я думаю, что причины такого большого числа факторинговых компаний в этих странах различные.
В Англии факторинг самый старый. Факторинг, в том виде, в котором он пришел из Америки, появился именно в Англии в первую очередь из-за того, что в обеих странах действуют англосаксонские обычаи. Вторая причина состоит в том, что факторинг в Англии - в отличие от факторинга в континентальной Европе - совершенно нерегулируем. В Англии нет специального регулятора, нет ни ограничений, ни законодательства. Есть только судебная практика и прецеденты. А прецедентное право всегда более либеральное: пока устоявшейся практики нет, написание законов может ее каким-либо образом ограничить.
Кстати, на второй конференции Восточно-европейской факторинговой ассоциации с итогами весьма интересного исследования выступал английский юрист Эндрю Найт (Andrew Knight). Предметом анализа стала зависимость состояния факторинга от уровня развития законодательства в странах Европы. Выяснилось, что чем более урегулирован факторинг законодателем, тем он менее развит.
В Италии тоже высокий уровень развития факторинга, и тому есть другие причины. Первая причина состоит в том, что Италия характеризуется, не скажу - плохой, но непредсказуемой платежной дисциплиной итальянского покупателя. Чем менее дисциплинированно платят покупатели, тем выше потребность в факторинге у поставщиков, поскольку здесь действует фактор неопределенности: неизвестно, когда поступит выручка. Вторая причина - субъективная. В Италии центральный банк очень долго мешал развитию кредитной активности банков. Это было связано с очень высоким уровнем инфляции в 70-80-х годах прошлого века, вследствие чего банкам устанавливались очень жесткие нормы кредитования. Соответственно предприятия искали другие источники финансирования. В-третьих, в Италии изначально была очень сильна факторинговая ассоциация, члены которой обменивались информацией вплоть до решений о том, кому какие лимиты установлены. А это даже больше, чем бюро кредитных историй: информация идет не о конкретно выданных деньгах, а о лимитах.
В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг.
Этапы развития факторинга.
№ п
/п
Временной период
Этапы
Начало XVI в.
Зарождение факторинга
XVIII в.
Трансформация факторинга как инструмента финансирования
Середина XIX в.
Развитие факторинга в США
Конец XIX в. - 20-е годы XX в.
Преобразование факторов (агентов-посредников) в финансовые институты
30-е годы XX в. - 1963г.
Признание факторинговых операций видом банковской деятельности
1963г. - конец XX в.
Создание международных факторинговых ассоциаций, развитие факторинга в Западной Европе, а затем и во всем мире
XXI в.
Этап роста
Теперь рассмотрим характерные особенности каждого этапа более детально:
1) Зарождение факторинга:
Появился термин «фактор», который являлся синонимом «агента», «комиссионера» в английской торговле с колониями. В функции факторов входила реализация товаров, производимых принципалом, а также предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства. Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. Если он продавал в кредит, то принимал и риск, предоставляя за дополнительное вознаграждение гарантию получения платежа (делькредере). Использование данных агентов было необходимо по причине дальних расстояний между производителями и конечными покупателями и отсутствия информации об их платежеспособности.
2) Трансформация факторинга как инструмента финансирования:
На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточились на финансовых сторонах обслуживания клиентов. Постепенно факторы перешли к прямой покупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур). В Англии в торговле с Восточной Индией стали использоваться собственно факторы, в обязанности которых входило не только оказание посредничества, но и получение авансов в счет будущих поставок товаров из Англии.
3) Развитие факторинга в США:
Факторинг развивался в США особенно интенсивно, чему способствовали большие расстояния между населенными пунктами США, а также различия в законодательствах штатов. Характерным для американских факторинговых компаний того времени было то, что они не только хранили запасы (в основном, текстиля, одежды и связанных с ними товаров) для европейских принципалов и продавали их от имени и по поручению последних, но и выступали в качестве агентов "делькредере" (принимали на себя риск неплатежа). Позже, по мере увеличения прибылей факторинговых компаний, у них появилась возможность досрочно, до погашения долгов покупателем, осуществлять выплаты в пользу своих принципалов. Факторинговая компания становилась единственным, надежным должником продавца вместо разрозненных покупателей с неопределенной платежеспособностью. По мере совершенствования коммуникаций у производителя отпала необходимость посылать товары торговому агенту на консигнацию: товары могли быть проданы по образцу, находящемуся у агента, и отгружены непосредственно покупателю. Однако принципалам было по-прежнему удобно полагаться на своих агентов, которые были им хорошо известны, пользовались доверием и оплачивали товары сразу после их отгрузки. Вследствие этого принципалы были заинтересованы в сохранении данного аспекта агентского обслуживания. Таким образом, была заложена основа факторинга в его современном понимании.
4) Преобразование факторов (агентов-посредников) в финансовые институты:
В 1890 г. в США введен таможенный тариф Маккинли, предусматривающий защитные таможенные пошлины на текстиль в размере 49,5% для сдерживания его импорта из Европы. Агентам, специализировавшимся на импортном товарном обеспечении, пришлось переориентироваться исключительно на внутренний рынок и отказаться от внешнеторговых операций. Резкое сокращение сферы деятельности агентов в начале XX в., а также возможность установления между производителями и обусловленная развитием укреплением материальной базы, привело к сокращению до минимума количества факторинговых компаний в США. В результате чего американские факторинговые компании поменяли форму своей деятельности. Они становятся не посредниками при продаже товаров, а преобразуются в учреждения, которые финансируют производителей товаров. С принятием "Factor's Lien Act" факторинг вступил в новую веху развития. В соответствии с этим актом должник, отвечал своими товарными запасами и будущими товарными запасами и у факторинговых компаний, появилось право переуступленную задолженность через суд. Разработан способ финансирования, который включает в себя:
· дисконт и исполнение денежный требований, полученных от клиентов;
· принятие на себя финансовых рисков;
· ведение бухгалтерии производителей;
· внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрактов;
· предоставление кредитов для покупки сырья и финансирования производства.
Таким образом, можно сказать, что в начале XX в. был разработан комплекс услуг, послуживший прообразом современного полного факторингового обслуживания.
5) Признание факторинговых операций видом банковской деятельности:
С начала XX в. факторинговая деятельность ограничивалась сферой торговли текстилем, в 20-30-е годы она распространилась на мебельную, бумажную промышленность, предприятия по производству электротоваров. Особенно важно отметить, что отраслью-родоначальницей для возникновения как товарного, так и финансового факторинга, была именно легкая промышленность. Данная отрасль удобна с точки зрения факторингового обслуживания тем, что сроки коммерческого кредита, предоставляемого покупателям, не превышают 180 дней.
Широкое развитие факторинга в начале XX в. было вызвано рядом объективных причин, таких как усиление инфляционных процессов после первой мировой войны и в период Мирового экономического кризиса с 1929 по 1933г. Это требовало ускорения реализации продукции и перевода капитала из товарной в денежную форму, что стало одной из причин вытеснения факторингом коммерческого кредита в вексельной форме. Наибольшее распространение подобные операции получили в США в 40 - 50-х годах, которые осуществлялись в основном крупными банками ("Bank of America", "First National Bank of Boston"). Однако официально эти операции были признаны в США в 1963 г., когда правительственный орган по контролю над денежным обращением признал факторинговые операции законным видом банковской деятельности.
6) Создание международных факторинговых ассоциаций, развитие факторинга в Западной Европе, а затем и во всем мире:
Данный этап характеризуется приходом американских факторинговых компаний в Западную Европу и созданием международных факторинговых организаций: International Factors Group, Heller International Group, Factors Chain International, Credit Factoring. Огромное значение в развитии факторинга в мире сыграли две из них International Factors Group и Factors Chain International. В целом, в Европе факторинговые операции стали проводиться в 60-х годах, и получили наибольшее распространение в конце 80-х годов. Пионерами в этой области явились английские банки. В Великобритании первая факторинговая компания была открыта в 1960г. Во Франции процедура факторинга введена с 1965г. В Германии в 1963г. Товариществом общего кредитного страхования и Дойче Банком был учрежден Дисконтбанк, который накопил значительный опыт проведения факторинговых операций и в настоящее время занимает ведущее место на европейском рынке данного вида услуг.
7) Этап роста:
Данный этап характеризуется устойчивым ростом отрасли, несмотря на различные негативные тенденции в мировой экономике. Так, количество факторинговых компаний в мире с 1998 по 2004 г. увеличилось на 297, а объемы факторинговых операций за этот же период выросли на 88% и достигли в абсолютном выражении 860215 млн. евро. Причинами интенсивного развития факторинга на данном этапе являются процессы глобализации, активная деятельность факторинговых ассоциаций, поиск банками и компаниями новых финансовых инструментов.
Анализируя этапы развития факторинга, можно отметить, что на первоначальных этапах факторинг использовался как инструмент страхования от риска неплатежа за поставляемую продукцию и инкассирования долгов, затем добавилась функция финансирования под переуступленные права требования, затем еще дополнительные услуги: ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности, контроль отгрузок покупателям, консалтинговые услуги.
Все эти изменения функций факторинга происходили под влиянием требований времени, внешних экономических и политических факторов. Состояние общества в любой промежуток времени определяется совокупностью общественных потребностей, которые и обуславливали развитие и изменение факторинга.
Итак, подводя итог первой главы можно сказать, что международный факторинг является относительно молодым, по сравнению с традиционными видами кредитования. В настоящее время он становится все более популярным и, несмотря на кризис, начинает реализовывать свой значительный потенциал к росту. Кроме того, он имеет рад неоспоримых преимуществ перед другими видами кредитования, которые делают его более привлекательным инструментом инвестирования, как со стороны факторов, так и со стороны экспортеров.
2. Виды и модели международного факторинга
Виды факторинга[10].
Признаки
Виды факторинга
1. Сфера рынка
Внешний и внутренний факторинг
2. Наличие права регресса
Факторинг с правом и без права регресса
3. По осведомленности импортера о наличии фактора
Открытый и закрытый факторинг
4. По дате поступления платежей
Финансирование с предварительной оплатой или оплаты требований к определенному сроку
2.2. Особенности национальных моделей факторинга в разных странах.
Таблица 6.
Сравнительная характеристика национальных моделей факторинга стран западной Европы.
Параметры сравнения
Великобри-тания
Италия
Франция
Германия
Преобла-дающие виды факторинга
Инвойс-дискаунтинг, регрессный, реверсивный
Инвойс-дискаунтинг, безрегрес-сный, реверсивный
Инвойс-дискаунтинг, безрегрес-сный, реверсивный
Инвойс-дискаунтинг, безрегрес-сный, междуна-родный, реверсивный
Структура междуна-родного факторинга
Экспортный
<
Импортный
Экспортный
<
Импортный
Экспортный
<
Импортный
Экспортный
>
Импортный
Лицензиро-вание
-
Совместно с банковской лицензией (на определен-ные виды факторинга)
Совместно с банковской лицензией (на определен-ные виды факторинга)
Совместно с банковской лицензией (на определен-ные виды факторинга)
Законода-тельно закреплен-ный вид операции
Торговая операция
Торговая операция
Торговая операция
Торговая операция
Уровень риска
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Объемы уступаемой дебиторской задолжен-ности
Значитель-ные
Значитель-ные
Значитель-ные
Значитель-ные
Из приведенной таблицы видны различия в структуре видов факторинга в разных странах, лицензировании, структуре международного факторинга. Все они обусловлены разным уровнем экономического развития, национальными традициями, внешнеторговыми отношениями и другими причинами, но так как эти страны являются членами Евро Союза, то следует рассмотреть их как единое целое (рынок факторинга западной Европы) и о роли в нем каждой из них.
В мировом обороте факторинга более 70 % приходится на европейские страны, следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2006 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия и другие.
Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта.
Рис.4. Мировой оборот факторинга.
Рис.4. Мировой оборот факторинга.
В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг – когда речь идет об инвойс дискаунтинге – либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности – полный или классический факторинг. Классический факторинг имеет массу преимуществ: он предусматривает управление рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других услуг.
В то же время, стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5%. Во Франции, Германии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.
Также на Западе популярна услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает со всеми дебиторами определенного поставщика. В отличие от России, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена. Согласно конвенции УНИДРУА, может использоваться факторинг и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. При этом услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета.
Статистика показывает, что сегодня в Европе преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности – инвойс дискаунтинг – (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%). На коллекторские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота. В структуре международного факторинга по-прежнему лидирует экспортный факторинг, объемы которого превышают импортный факторинг почти в 4 раза.
В отдельных странах структура рынка факторинга может существенно отличаться. Это связано с особенностями платежной дисциплины и традициями проведения коммерческих сделок в этих странах. Доминирующее положение в Великобритании занимает инвойс-дискаунтинг, а в структуре полного факторинга преобладает регрессный. В Германии, Италии, Франции преобладают инвойс-дискаунтинг и безрегрессный факторинг, что связано с особенностями лицензирования. Право оказывать услугу регрессного факторинга, например, в Германии можно получить только вместе с банковской лицензией.
Рис.5. Структура европейского рынка факторинга
Таким образом, можно сказать, что в европейских странах факторинговая услуга имеет некоторые особенности в тех или иных странах. В первую очередь это связано со структурой экономики, что наглядно иллюстрирует Германия, где преобладает экспортный факторинг.
В настоящее время европейский рынок факторинга имеет весьма широкое распространение, значительный объем и устойчивую тенденцию к росту, что обусловлено длительным периодом существования этой услуги и высоким уровнем экономического развития.