Перечень товаров (услуг)–представителей цены на которые не участвуют в расчете базового индекса потребительских цен

Плодоовощная продукция, включая картофель

Овощи

Фрукты и цитрусовые

Непродовольственные товары

Бензин

Топливо

Платные услуги

Услуги пассажирского транспорта

Городской электрический транспорт

дка

Воздушный транспорт

С

Железнодорожный транспорт МПС России

Услуги связи

Почтовая связь

Междугородная телефонная связь

Телеграфная связь

Проводное вещание

Беспроводная радиосвязь

Жилищно-коммунальные услуги

Жилищные услуги

Коммунальные услуги

Газоснабжение

Услуги по снабжению электроэнергией

Услуги правового характера

Услуги банков

Приложение 2

Постановление Госкомстата РФ от 25 марта 2002 г. №23
«Об утверждении «Основных положений
о порядке наблюдения за потребительскими ценами
и тарифами на товары и платные услуги,
оказанные населению,
и определения индекса потребительских цен»

Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:

Утвердить прилагаемые «Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен».

Председатель Госкомстата России В.Л. Соколин

Основные положения о порядке наблюдения
за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25 марта 2002 г. №23)

Целью настоящих Основных положений является определение важнейших методологических принципов организации статистического наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги населению и расчета индексов потребительских цен.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. №1799-1 наблюдение за изменением потребительских цен возложено на органы государственной статистики.

Федеральное государственное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с другими заинтересованными ведомствами.

Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России после ее согласования на заседании Правительства Российской Федерации.

Расширение границ наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги в части перечня товаров и услуг, входящих в единую корзину, населенных пунктов, где осуществляется сбор информации, а также видов расчетов на региональном уровне не финансируется Госкомстатом России.

Настоящее положение устанавливает назначение и порядок наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и платные услуги на потребительском рынке и определения индекса потребительских цен на территории Российской Федерации.

I. Определение индекса потребительских цен (ИПЦ)

I.1. ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

I.2. Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг)-представителей.

II. Назначение индекса потребительских цен и средних цен
на отдельные товары и услуги

II.1. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

II.2. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

II.3. Средние цены (тарифы) на отдельные виды товаров и услуг складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Средние цены (тарифы) на товары и услуги определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных городов и регионов.

II.4. Информация о средних потребительских ценах и тарифах на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги населению в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ используется при определении его величины как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам.

Исходя из средних цен (тарифов) на отдельные виды товаров и услуг, определяется стоимость необходимого социального набора, на основании которой согласно Федеральному закону «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» (от 6 июля 1996 г. №87-ФЗ) рассчитывается ее величина.

Средние цены на потребительские товары и услуги также применяются для формирования стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, и стоимости других наборов товаров и услуг, исчисленных по различным нормам потребления, в целях экономического анализа и различных сопоставлений.

III. Основные этапы организации статистического наблюдения
за потребительскими ценами

III.1. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке, и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:

– отбор населенных пунктов;

– отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;

– отбор товаров (услуг)-представителей;

– регистрация цен и тарифов;

– формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;

– расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

– расчет индекса потребительских цен;

– подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума;

– расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации;

– расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.

Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:

– данных об изменении цен, рассчитанных на основе регистрации цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, за каждый отчетный период;

– данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые используется в качестве весов при расчете ИПЦ.

IV. Отбор населенных пунктов

IV.1. Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах (городах, поселках городского типа, далее – «города»), отобранных с учетом их представительности в отражении социально-эконо­мического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. В соответствии с действующей методологией и принятыми международными нормами индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения.

IV.2. Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществлялся в соответствии со следующими критериями:

– общее число обследуемых населенных пунктов в регионе, как правило, должно находиться в пределах 2–4 городов;

– города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;

– в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;

– отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;

– численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения региона.

На основании выработанных критериев сформирован перечень населенных пунктов, в которых сбор информации об уровне цен и тарифов на товары и услуги будет организован с 2003 г.

V. Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.), и в организациях сферы услуг. В выборочную совокупность включаются предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле.

Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти.

VI. Принципы формирования потребительского набора товаров и платных услуг

VI.1. Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Госкомстатом России и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

VI.2. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет 0,1% от общих потребительских расходов населения.

VI.3. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению.

Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.

VII. Регистрация цен и тарифов

VII.1. Регистрация цен и тарифов на товары и услуги проводится специалистами территориальных органов государственной статистики.

VII.2. Сбор информации для расчета ИПЦ проводится путем регистрации цен на конкретные виды товаров и услуг ежемесячно с 23 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена в более ранние сроки, но не более чем на один–два дня до установленного времени.

VII.3. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» от 6 июля 1996 г. №7-ФЗ, органами государственной статистики, проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, принятого для расчета долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации.

VII.4. Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях) и оплачиваемого наличными деньгами. Потребительская цена включает НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также расходы и доходы организаций товаропроводящей сети.

VIII. Формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен

VIII.1. Источником информации о потребительских расходах населения являются ежегодные данные, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств. Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, другие источники; применяются экспертные оценки.

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку ювелирных изделий, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями в основной капитал.

VIII.2. Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным субъектам Российской Федерации, ИПЦ на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном уровне – на базе структуры потребительских расходов в целом по Российской Федерации за предыдущий год.

Структура потребительских расходов, предназначенная для расчета ИПЦ, разрабатывается по категории «все население».

Помимо этого, используя данные о расходах отдельных групп населения, осуществляются расчеты сводных индексов потребительских цен в разрезе групп населения с различным уровнем доходов.

VIII.3. Пересмотр системы весов, используемой при построении индексов потребительских цен, осуществляется ежегодно. При высоких темпах инфляции, вызывающих значительные и резкие изменения в структуре потребления населения в течение короткого промежутка времени, в систему весов, используемую для расчета ИПЦ, в течение отчетного года могут вноситься соответствующие коррективы.

IX. Расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги

IX.1. На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние цены на отдельные виды товаров и услуг. По Российской Федерации средние потребительские цены определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен товаров и услуг в отдельных регионах, а по отдельным регионам – в отдельных городах. При исчислении средних цен на отдельные виды товаров и услуг в разрезе субъектов Российской Федерации и по России в целом используется информация о численности наличного населения в отдельных городах и регионах.

IX.2. Средние цены на отдельные товары и услуги складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен по этим товарам, прежде всего тем, что учитывает не только ценовой фактор, т.е. изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги.

Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т.д. Учитывая вышесказанное, информация о средних ценах не всегда может быть использована для характеристики динамики цен. Наряду с динамическими рядами средних цен, важное место в анализе ценовой информации занимают пространственные ряды цен, на основании которых проводят межрегиональные сопоставления цен на одни и те же товары. Информация о средних ценах используется для определения стоимости различных наборов товаров и услуг как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации, а также в других целях.

X. Порядок расчета индекса потребительских цен

X.1. Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровнях производится по единой методологии.

Х.2. На основании данных регистрации цен определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на конкретные товары и услуги. Сопоставимой по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же товар.

Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретном торговом предприятии или во всем регионе) используется метод замены.

Х.3. Расчет ИПЦ осуществляется поэтапно.

Х.3.1. Индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги по городу определяются как частное от деления средних сопоставимых цен.

Х.3.2. На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары (услуги), в целом по региону, экономическому району, федеральному округу и Российской Федерации. В качестве весов в этом случае используется удельный вес численности наличного населения обследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации.

Х.З.3. Исходя из агрегатных индексов цен на отдельные виды товаров и услуг по субъекту Российской Федерации (экономическому району, федеральному округу, Российской Федерации) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, определяются сводные индексы цен по отдельным товарным группам, в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг, а также ИПЦ в целом по субъекту Российской Федерации (экономическому району, федеральному округу, Российской Федерации).

Х.4. Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с формулой Ласпейреса:

I1/0 = S(P0j ´ Q0j ´ P1j/P0j)/ S(P0j ´ Q0j),

где

I1/0 – сводный индекс потребительских цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

P1j – цена товара (услуги) в отчетном периоде;

P0j – цена товара (услуги) в базисном периоде;

P0j, Q0j – расходы на приобретение товара (услуги) в общих потребительских расходах населения базисного периода.

Х.5. Расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью.

Ежемесячно исчисляются индексы цен к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу базисного года, к базисному году.

Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

XI. Исчисление стоимости наборов товаров и услуг

Исходя из информации о средних ценах на отдельные товары и услуги и нормах их потребления, определяется стоимость различных наборов товаров и услуг.

XI.1. В целях реализации Федерального закона Российской Федерации от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» проводится наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги, включенные в потребительскую корзину – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.

На базе собранной информации об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги производится стоимостная оценка потребительской корзины, используемая для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения.

ХI.2. Необходимый социальный набор разрабатывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 1996 г. №87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» и используется для расчета долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства в целом по Российской Федерации.

ХI.3. На базе разработанного перечня товаров и услуг и норм их потребления осуществляется исчисление стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по России и субъектам Российской Федерации.

XII. Публикация индекса потребительских цен

XII.1. ИПЦ за месяц публикуется в ежемесячном экономическом докладе Госкомстата России «Социально-экономическое положение России» и размещается на сайте Госкомстата России в информационной системе Интернет в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ.

ХII.2. ИПЦ по России в целом ежеквартально публикуется в «Российской газете» до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки публикуется ИПЦ за квартал, рассчитанный по набору товаров и услуг без учета товаров необязательного пользования.

ХII.3. Информация об ИПЦ за год публикуется в ежегодных статистических изданиях «Российская Федерация в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России», а также в статистическом сборнике «Цены в России».

ХII.4. Порядок публикации ИПЦ на региональном уровне определяется территориальными органами государственной статистики.

ХII.5. В случае необходимости может производиться корректировка ранее опубликованных данных, с учетом имевших место уточнений.

ХII.6. При опубликовании внешними пользователями информации об ИПЦ, рассчитанного Госкомстатом России, а также другой ценовой информации, собираемой органами государственной статистики, в обязательном порядке должна производиться ссылка на источник информации (Госкомстат России).

С введением настоящих Основных положений отменяется ранее действовавшее Положение «О порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен», утвержденное Постановлением Госкомстата России от 29 июня 1995 г. №79.

По мере совершенствования информационной базы, используемой для расчетов индексов потребительских цен, в настоящие «Основные положения» могут быть внесены соответствующие изменения.

Управление статистики цен и финансов Госкомстата России

Краткий глоссарий

Индекс цен – относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве.

Индивидуальный индекс цен – представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.

Сводный индекс цен – взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.

Индекс цен базисный – базисный индекс рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу.

Индекс цен цепной – строится методом отнесения цены текущего периода к цене предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному.

Базисный период индекса – период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%.

Цена (тариф) – денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.).

Потребительская (розничная) цена (тариф) – фактическая цена или тариф на товары и услуги, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли сферы услуг в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.

Сопоставимая цена (тариф) – цена (тариф), зарегистрированная в одной и той же организованной торговли (сферы услуг) на один и тот же товар (услугу).

Средняя цена (тариф) – среднеарифметическая величина из уровней цен товара (услуги)-представителя, зарегистрированных в различных городах.

Средняя арифметическая взвешенная цена –

P = Sdi ´ Pi/Sdi,

где

Pi – цена товара;

di – доля численности населения территории.

Регистрация цен (тарифов) – метод сбора информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированные наборы товаров (услуг)-представителей в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами.

Товар (услуга)-представитель – вся совокупность товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства, и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.

Набор товаров (услуг)-представителей – единая для всех регионов Российской Федерации репрезентативная выборка групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.

Взвешивание – метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных элементов, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности.

Веса – мера относительной значимости товара (услуги) в рамках сводного индекса цен.

Приложение 1 (выписка)

Наши рекомендации