Заявитель при государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния

Согласно п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Аналогичный перечень содержится в п. 2 Административного регламента.

В соответствии с разд. 1 стр. 1 листа О "Сведения о заявителе" заявления о государственной регистрации по форме N Р12001 заявителем может являться:

1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации;

2) иное лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации;

3) лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Стоит учесть: если в реорганизации участвуют несколько юридических лиц, указанный лист заполняется в отношении представителя каждого из них (п. 3.22 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, заявителями будут выступать представители каждого из реорганизуемых лиц.

Обратите внимание!

Если функции единоличного исполнительного органа общества осуществляет управляющая организация, то на листе О "Сведения о заявителе" заявления по форме N Р12001 в разд. 1 "Заявителем является" в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое значение 3 и заполняются разд. 2 - 4 указанного листа (пп. 3.22.2 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

В разд. 4 листа О заявитель собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество (при наличии). Если лист О оформляется в отношении двух и более лиц, то состоящее из одного знако-места поле, в котором отражается способ выдачи (направления) документов, подтверждающих внесение записи в ЕГРЮЛ, заполняется только на первом из оформляемых листов О данного заявления. В соответствующей строке указанного листа О заявитель ставит подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пп. 2.20.5 разд. II, пп. 3.22.4 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, абз. 1 п. 38 Административного регламента).

При свидетельствовании в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает их личности и полномочия на право подписи (п. 38 Методических рекомендаций N 91). В подтверждение полномочий нотариусу, в частности, представляются:

- приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица;

- устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке;

- свидетельство о регистрации юридического лица;

- в необходимых случаях - доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

2. Устав АО, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением).

Подробнее

Если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре (пп. "б" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, п. 20 Административного регламента).

3. Договор о слиянии.

Подробнее

Договор о слиянии представляется в регистрирующий орган в случаях, предусмотренных федеральными законами (пп. "г" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, п. 20 Административного регламента). Согласно ст. 16 Закона об АО при реорганизации в форме слияния происходит подписание указанного договора и, следовательно, он должен быть представлен в регистрирующий орган.

4. Передаточный акт (в случае его составления).

5. Документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера.

Подробнее

Таким документом является заверенная реорганизуемым юридическим лицом или нотариусом копия решения о выпуске акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, с государственным регистрационным номером выпуска и отметкой о его регистрации и указанием, что решение о государственной регистрации выпуска акций вступает в силу с даты государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации (п. 2.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н).

6. Документ об уплате государственной пошлины.

Подробнее

За государственную регистрацию юридического лица уплачивается госпошлина в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. п. 52, 53 Административного регламента).

Обратите внимание!

Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ для подтверждения факта уплаты государственной пошлины может быть использована информация, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), предусмотренной Законом N 210-ФЗ. При наличии такой информации дополнительного подтверждения уплаты государственной пошлины не требуется.

Если заявитель не представил документ об уплате государственной пошлины, то его представляет Казначейство России путем размещения этого документа (содержащихся в нем сведений) в ГИС ГМП (п. 46.1 Административного регламента).

Подробнее

ГИС ГМП предназначена для размещения и получения информации об осуществлении физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг; услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ; платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ).

Частью 4 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ установлено, что ряд органов и организаций (в том числе банки), принимающих денежные средства в счет названных платежей, обязаны незамедлительно направлять соответствующую информацию в ГИС ГМП.

Приказом Казначейства России от 30.11.2012 N 19н утвержден Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Для доступа к ней предусмотрена процедура регистрации. Если информация о регистрации в ГИС ГМП банка, в котором уплачена государственная пошлина, отсутствует, рекомендуется представлять в регистрирующий орган подтверждение такой оплаты.

7. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ.

Подробнее

В случае если данный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме (пп. "ж" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, п. 41 Административного регламента). Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 40 Административного регламента).

8. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается.

Подробнее

В соответствии с п. 1.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н, данный документ представляется в составе документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, если реорганизация эмитента облигаций осуществляется в форме слияния, все обязательства по облигациям определенного выпуска переходят к одному правопреемнику и организационно-правовая форма правопреемника дает ему право осуществлять эмиссию облигаций.

В случае внесения изменений в решение о выпуске облигаций таким документом является заверенная эмитентом облигаций или нотариусом копия изменений в решение о выпуске облигаций с отметкой об их регистрации и указанием о том, что такие изменения в части замены эмитента облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций (п. 2.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

При внесении изменений в решение о выпуске биржевых облигаций таким документом является заверенная эмитентом биржевых облигаций или нотариусом копия изменений в соответствующее решение с отметкой об их утверждении биржей, присвоившей выпуску биржевых облигаций идентификационный номер, и указанием на то, что такие изменения в части замены эмитента биржевых облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента биржевых облигаций (п. 2.2 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

Представлять в регистрирующий орган в составе документов решение о реорганизации не требуется (пп. "б" п. 5 ст. 31 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

Обратите внимание!

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона об АО государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Подробнее

Для госрегистрации АО необходимо представить копии двух публикаций в журнале "Вестник государственной регистрации" о реорганизации общества в форме слияния.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

Регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя (п. 47 Административного регламента):

- представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ.

Следует отметить, что на практике налоговый орган может запросить дополнительные документы:

- перечень кредиторов и сумм задолженностей;

- гарантийное письмо в отношении адреса места нахождения созданного АО и копию свидетельства о праве собственности на помещение, которое указано в качестве места нахождения создаваемого АО;

- копии документов, подтверждающих уведомление кредиторов о слиянии (помимо копий публикаций).

Представление перечисленных документов не является обязательным, но в этой ситуации существует риск отказа налоговым органом в регистрации создаваемого АО.

Некоторые налоговые органы требуют документ, подтверждающий оплату копии устава.

Срок подачи документов для регистрации общества, созданного в результате реорганизации в форме слияния (п. 13 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@)

Документы на государственную регистрацию АО, создаваемого путем реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами реорганизуемого юридического лица, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Такой вывод следует из того, что требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления процедуры реорганизации (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Вместе с тем по данному вопросу существует две позиции судов. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

Следует отметить, что юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Обратите внимание!

Если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданное АО несет солидарную ответственность по обязательствам реорганизованных юридических лиц.

Наши рекомендации