Этапы разработки БП и его содержания. I. Организационно - постановочная стадия (цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация БП)

I. Организационно - постановочная стадия (цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация БП)

1.1.постановка цели разработки БП - --предоставление необходимых обществу товаров и услуг --достижение передовых позиций в отрасли и на рынке--накопление необходимых средств для развития бизнеса--увеличение доли рынка (с указанием конкретного значения)--повышение качества выпускаемой продукции и качества оказываемых услуг--сокращение обслуживания клиентов и покупателей с указанием конкретного количества времени--выход на новые рынки сбыта поставщиков и покупателей--снижение затрат на единицу времени (с указанием конкретного значения)--реализация новых товар или услуг

Ограничения выбора цели:

-внешние (законодательные нормы инфляционные воздействия, конкуренты, состояние экономической конъюнктуры и доходов населения)-внутренние (уровень расходов, производственная мощность, состояние маркетинговой деятельности, наличие капитала).

1.2состав группы разработки БП (руководитель, главные специалисты, маркетологи) При самостоятельной разработке БП организация получает преимущества:--руководитель и его команда обладает возможностью досконально изучить проблемы организации

--руководитель располагает объективной информацией о реальном финансовом состоянии организации--торговая организация экономит на оплате услуг консалтинговым организациям

II. Информационно-аналитическая стадия (выявляются источники получения и подбирается вся необходимая информация). Необходимо:--изучить потребностей клиентов нашего рынка и сильные и слабые стороны конкурентов--оговорить круг пользователей БП

Сбор исходной информации

Выбор методики расчета и компьютерных систем

III. Непосредственная разработка БП - устанавливается общая структура БП3.1Обоснование структуры БП

Ключевые разделы БП: Резюме, Характеристика организации и стратегия ее развития, Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга, Производственный план, Календарный план, Организационный план, Инвестиционный и инновационный план, Финансовый план, Оценка риска и страхование, Приложения.

Систематизация информации в рамках каждого раздела.

3.3. написание БП.Не следует отражать в БП:=Нереалистичные прогнозы, не соответствующие специфике сложившейся рыночной ситуации=Нельзя недооценивать трудности развития бизнеса и существующую конкуренцию=Нельзя предполагать, что читатели знают технический лексикон вашего бизнеса=Нельзя включать длинные и чересчур узкие технологические термины=Нельзя включать в план информацию высоко конфиденциального статуса=Нельзя избегать обсуждения риска, сопутствующего бизнесу

Разработка БП требует:1.Oределение финансовой устойчивости организации в условиях конкуренции2.Создание систематизированной аргументации проекта3.Установление ориентиров для предпринимателя при организации производства и продажи новых товаров и продукции

4.Проведение критической оценки собственных возможностей организации

IV. Утверждение БП

Оформление 2. проведение внешней экспертизы 3.утверждение варианта БП 4. презентация БП

Практика выработала негласные правила утверждения и презентации БП:1.БП должен хорошо читаться, быть выверенным и хорошо отпечатанным2.Какой бы сложной по масштабу не была бы деятельность организации, приведенные в БП расчеты, схемы, таблицы не должны быть очень пространными, а должны иметь комментарии

3.Ваш план должен отражать возможность организации выйти на прибыльный рынок, а представленные финансовые прогнозы должны быть детализированные на столько, насколько, это реально отвечает рыночной ситуации и интересам ваших пользователей.

4.БП должен отражать силу и знания управленческой команды, участвующей в его написании5.Объем БП должен быть разумным и соответствовать глубине выбранных целей (от 20 до 40 стр.)

Проведение внешней экспертизы целесообразно, если затраты экономические и времени не приведут к потери идей и ее востребованности.

Презентация необходима для того, чтобы убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в том, что БП хорошо, а вы и ваша команда обладает необходимыми для достижения успеха качествами.

Цели бизнес-планирования

Цели – экономические (максимальная отдача на инвестированный капитал, максимизация нормы величины прибыли, увеличение собственной доли на рынке, достижение конкретного уровня платёжеспособности и финансовой устойчивости) и неэкономические (отказ от неэффективных форм торговли и видов услуг, сохранение сложившейся практики управления, сохранение численности персонала, повышение эффективности работы административно-управленческого персонала за счёт повышения уровня квалификации).

Типология бизнес-планов и области их применения

Типология БП-ия:

1. БП – заявки на кредит – разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организаций кредитора;

2. БП инвестиционного проекта – документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта и приводятся основные его характеристики;

3. БП вновь создаваемой организации - обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования новой организации;

4. БП развития на год – детальный финансово-экономической программой хозяйственной деятельности организации;

5. БП финансового оздоровления – разрабатывается убыточными организациями (приказ мин.торга РБ от 14.12.2006г. № 158) и включают комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния;

6. БП структурного подразделения – изложение высшему руководству организации плана своей деятельности;

7. БП заявки награнд – составляется с целью получения финансовых средств из гос. Бюджета, внебюджетных фондов или благотворительных длярешениесоц-экономических и научных проблем. Сопровождается обоснованием прямы и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества, в результате выделения средств от данных фондов.

8. БП развития региона – обоснование перспектив его соц-экономического развития и объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенными бюджетными полномочиями.

9. БП развития НЭ – составляется в масштабах всей экономики.

Области применения БП:

 Разработка и реализация плана роста объема производства и реализации;

 Разработка и реализация мероприятий по повышению к/сп-ти реализуемого товара;

 Разработка стратегии увеличения собственной доли на рынке;

 Обоснование новой, более современной структуры управления;

 Разработка и реализация инвестиционных проектов

 Организация осуществления с иностранными организациями мероприятий;

 Подготовка, осуществление операций по лизингу;

 Обоснование предложений по приватизации частных предприятий;

 Перепрофилирование существующей организации;

 Обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных организаций;

 Открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущего организации.

Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана

При использовании любых модификаций структур важно соблюдать проверенные требования:

1. количество разделов должно быть таким, каким требует специфика отрасли и сферы бизнеса в рамках достижения поставленных целей и выполнения задач.

2. Независимо от типа БП, в нем должны быть представлены ключевые разделы, идея, анализ рынка, характеристика товаров и услуг, маркетинг, финансы и риски.

3. Лаконичность и ясность структуры разделов, дает возможность быстро сориентироваться и легко найти интересующую информацию.

4. Логичность структуры – последовательность разделов должна раскрывать основную концепцию и логику БП.

Профессионально подготовленный БП характеризуется как:

• эффективный, т.е. содержит все, что необходимо потенциальному пользователю для принятия соответствующих решений (не больше не меньше).

• системный, т.е. содержит единую целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию ее достижения, которые раскрываются в системы взаимоувязанных разделов

• обоснованный, т.е. содержит показатели, расчеты, аргументированные, непротиворечивые, согласованные и совместимые.

• релевантный, т.е. содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям и задачам БП.

• структурированный и логичный, т.е. имеет четкую логичную структуру основных разделов.

• доступный для понимания, т.е. написан ясно, четко, по существу.

• презентабельный, т.е. предоставляет содержательную информацию по-деловому, оптимистично, без приукрашивания.

Методически аспект БП-ия в отечественной практике представлен в комплекте нормативных документов по БП-ию.

Важнейшее преимущество структуры БП состоит:

1. в логической последовательности всех его разделов

2. постепенно переходящей глобальной информации в водно-аналитических разделов к конкретно обоснованной в производственно-финансовом блоке БП

3. от избранного стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.

Назначение и содержание резюме бизнес-плана

Резюме – это краткое изложение основных положений предполагаемого плана.

Цель резюме – вызвать интерес пользователей бизнес-плана, представить его основы и побудить заинтересованное лицо прочитать его до конца.

Содержание резюме:

1.определение идеи, цели проекта, характеристика сути проекта

Цель – концентрированное выражение будущего желаемого состояния организации, мотивом поведения и действий ее работника.

Цели организации в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане следующим образом:

-предоставление необходимых, отвечающих потребности сегмента рынка товаров и услуг

-достижение передовых позиций в отрасли и на рынке (мы относительно конкурентов)

-увеличение доли рынка на конкретную величину (в %)

-сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов

-выход на новый рынок сбыта к конкретно указанному времени

-снижение затрат на конкретную величину

-освоение конкретного нового рынка

2.стратегия и тактика достижения поставленных целей

Дается характеристика вида торговой деятельности сегмента рынка, на котором функционирует либо предполагает выйти организация, подчеркиваются преимущества организации перед конкурентами с т. з. новых технологий, уникальных характеристик, торговых секретов, стратегий и т.д. Дается точное описание, каким образом и на каком временном интервале будут использованы стратегии выхода организации на новый рынок.

3.квалификация кадров

По данной позиции необходимо акцентировать внимание на квалификационный уровень, личные способности, достижения, опыт работы руководителя и его команды.

4.ключевые экономические и финансовые показатели

-прогнозируемый объем спроса и продаж товаров

-планируемая величина себестоимости (затрат) продукции, товаров

-ожидаемая величина чистой прибыли

-уровень доходности и окупаемости проекта

Для возможных инвесторов привести:

-оценку потребностей в финансировании,

-срок, в течение которого организация способна гарантированно вернуть кредит,

-форма гарантии и отдача отложенного капитала,

-основные ключевые факторы успеха, которые обеспечат достижение поставленной цели

Резюме должно быть кратким: 2-4 страницы.

Наши рекомендации