Этапы разработки БП и его содержания. I. Организационно - постановочная стадия (цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация БП)
I. Организационно - постановочная стадия (цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация БП)
1.1.постановка цели разработки БП - --предоставление необходимых обществу товаров и услуг --достижение передовых позиций в отрасли и на рынке--накопление необходимых средств для развития бизнеса--увеличение доли рынка (с указанием конкретного значения)--повышение качества выпускаемой продукции и качества оказываемых услуг--сокращение обслуживания клиентов и покупателей с указанием конкретного количества времени--выход на новые рынки сбыта поставщиков и покупателей--снижение затрат на единицу времени (с указанием конкретного значения)--реализация новых товар или услуг
Ограничения выбора цели:
-внешние (законодательные нормы инфляционные воздействия, конкуренты, состояние экономической конъюнктуры и доходов населения)-внутренние (уровень расходов, производственная мощность, состояние маркетинговой деятельности, наличие капитала).
1.2состав группы разработки БП (руководитель, главные специалисты, маркетологи) При самостоятельной разработке БП организация получает преимущества:--руководитель и его команда обладает возможностью досконально изучить проблемы организации
--руководитель располагает объективной информацией о реальном финансовом состоянии организации--торговая организация экономит на оплате услуг консалтинговым организациям
II. Информационно-аналитическая стадия (выявляются источники получения и подбирается вся необходимая информация). Необходимо:--изучить потребностей клиентов нашего рынка и сильные и слабые стороны конкурентов--оговорить круг пользователей БП
Сбор исходной информации
Выбор методики расчета и компьютерных систем
III. Непосредственная разработка БП - устанавливается общая структура БП3.1Обоснование структуры БП
Ключевые разделы БП: Резюме, Характеристика организации и стратегия ее развития, Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга, Производственный план, Календарный план, Организационный план, Инвестиционный и инновационный план, Финансовый план, Оценка риска и страхование, Приложения.
Систематизация информации в рамках каждого раздела.
3.3. написание БП.Не следует отражать в БП:=Нереалистичные прогнозы, не соответствующие специфике сложившейся рыночной ситуации=Нельзя недооценивать трудности развития бизнеса и существующую конкуренцию=Нельзя предполагать, что читатели знают технический лексикон вашего бизнеса=Нельзя включать длинные и чересчур узкие технологические термины=Нельзя включать в план информацию высоко конфиденциального статуса=Нельзя избегать обсуждения риска, сопутствующего бизнесу
Разработка БП требует:1.Oределение финансовой устойчивости организации в условиях конкуренции2.Создание систематизированной аргументации проекта3.Установление ориентиров для предпринимателя при организации производства и продажи новых товаров и продукции
4.Проведение критической оценки собственных возможностей организации
IV. Утверждение БП
Оформление 2. проведение внешней экспертизы 3.утверждение варианта БП 4. презентация БП
Практика выработала негласные правила утверждения и презентации БП:1.БП должен хорошо читаться, быть выверенным и хорошо отпечатанным2.Какой бы сложной по масштабу не была бы деятельность организации, приведенные в БП расчеты, схемы, таблицы не должны быть очень пространными, а должны иметь комментарии
3.Ваш план должен отражать возможность организации выйти на прибыльный рынок, а представленные финансовые прогнозы должны быть детализированные на столько, насколько, это реально отвечает рыночной ситуации и интересам ваших пользователей.
4.БП должен отражать силу и знания управленческой команды, участвующей в его написании5.Объем БП должен быть разумным и соответствовать глубине выбранных целей (от 20 до 40 стр.)
Проведение внешней экспертизы целесообразно, если затраты экономические и времени не приведут к потери идей и ее востребованности.
Презентация необходима для того, чтобы убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в том, что БП хорошо, а вы и ваша команда обладает необходимыми для достижения успеха качествами.
Цели бизнес-планирования
Цели – экономические (максимальная отдача на инвестированный капитал, максимизация нормы величины прибыли, увеличение собственной доли на рынке, достижение конкретного уровня платёжеспособности и финансовой устойчивости) и неэкономические (отказ от неэффективных форм торговли и видов услуг, сохранение сложившейся практики управления, сохранение численности персонала, повышение эффективности работы административно-управленческого персонала за счёт повышения уровня квалификации).
Типология бизнес-планов и области их применения
Типология БП-ия:
1. БП – заявки на кредит – разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организаций кредитора;
2. БП инвестиционного проекта – документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта и приводятся основные его характеристики;
3. БП вновь создаваемой организации - обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования новой организации;
4. БП развития на год – детальный финансово-экономической программой хозяйственной деятельности организации;
5. БП финансового оздоровления – разрабатывается убыточными организациями (приказ мин.торга РБ от 14.12.2006г. № 158) и включают комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния;
6. БП структурного подразделения – изложение высшему руководству организации плана своей деятельности;
7. БП заявки награнд – составляется с целью получения финансовых средств из гос. Бюджета, внебюджетных фондов или благотворительных длярешениесоц-экономических и научных проблем. Сопровождается обоснованием прямы и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества, в результате выделения средств от данных фондов.
8. БП развития региона – обоснование перспектив его соц-экономического развития и объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенными бюджетными полномочиями.
9. БП развития НЭ – составляется в масштабах всей экономики.
Области применения БП:
Разработка и реализация плана роста объема производства и реализации;
Разработка и реализация мероприятий по повышению к/сп-ти реализуемого товара;
Разработка стратегии увеличения собственной доли на рынке;
Обоснование новой, более современной структуры управления;
Разработка и реализация инвестиционных проектов
Организация осуществления с иностранными организациями мероприятий;
Подготовка, осуществление операций по лизингу;
Обоснование предложений по приватизации частных предприятий;
Перепрофилирование существующей организации;
Обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных организаций;
Открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущего организации.
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана
При использовании любых модификаций структур важно соблюдать проверенные требования:
1. количество разделов должно быть таким, каким требует специфика отрасли и сферы бизнеса в рамках достижения поставленных целей и выполнения задач.
2. Независимо от типа БП, в нем должны быть представлены ключевые разделы, идея, анализ рынка, характеристика товаров и услуг, маркетинг, финансы и риски.
3. Лаконичность и ясность структуры разделов, дает возможность быстро сориентироваться и легко найти интересующую информацию.
4. Логичность структуры – последовательность разделов должна раскрывать основную концепцию и логику БП.
Профессионально подготовленный БП характеризуется как:
• эффективный, т.е. содержит все, что необходимо потенциальному пользователю для принятия соответствующих решений (не больше не меньше).
• системный, т.е. содержит единую целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию ее достижения, которые раскрываются в системы взаимоувязанных разделов
• обоснованный, т.е. содержит показатели, расчеты, аргументированные, непротиворечивые, согласованные и совместимые.
• релевантный, т.е. содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям и задачам БП.
• структурированный и логичный, т.е. имеет четкую логичную структуру основных разделов.
• доступный для понимания, т.е. написан ясно, четко, по существу.
• презентабельный, т.е. предоставляет содержательную информацию по-деловому, оптимистично, без приукрашивания.
Методически аспект БП-ия в отечественной практике представлен в комплекте нормативных документов по БП-ию.
Важнейшее преимущество структуры БП состоит:
1. в логической последовательности всех его разделов
2. постепенно переходящей глобальной информации в водно-аналитических разделов к конкретно обоснованной в производственно-финансовом блоке БП
3. от избранного стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.
Назначение и содержание резюме бизнес-плана
Резюме – это краткое изложение основных положений предполагаемого плана.
Цель резюме – вызвать интерес пользователей бизнес-плана, представить его основы и побудить заинтересованное лицо прочитать его до конца.
Содержание резюме:
1.определение идеи, цели проекта, характеристика сути проекта
Цель – концентрированное выражение будущего желаемого состояния организации, мотивом поведения и действий ее работника.
Цели организации в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане следующим образом:
-предоставление необходимых, отвечающих потребности сегмента рынка товаров и услуг
-достижение передовых позиций в отрасли и на рынке (мы относительно конкурентов)
-увеличение доли рынка на конкретную величину (в %)
-сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов
-выход на новый рынок сбыта к конкретно указанному времени
-снижение затрат на конкретную величину
-освоение конкретного нового рынка
2.стратегия и тактика достижения поставленных целей
Дается характеристика вида торговой деятельности сегмента рынка, на котором функционирует либо предполагает выйти организация, подчеркиваются преимущества организации перед конкурентами с т. з. новых технологий, уникальных характеристик, торговых секретов, стратегий и т.д. Дается точное описание, каким образом и на каком временном интервале будут использованы стратегии выхода организации на новый рынок.
3.квалификация кадров
По данной позиции необходимо акцентировать внимание на квалификационный уровень, личные способности, достижения, опыт работы руководителя и его команды.
4.ключевые экономические и финансовые показатели
-прогнозируемый объем спроса и продаж товаров
-планируемая величина себестоимости (затрат) продукции, товаров
-ожидаемая величина чистой прибыли
-уровень доходности и окупаемости проекта
Для возможных инвесторов привести:
-оценку потребностей в финансировании,
-срок, в течение которого организация способна гарантированно вернуть кредит,
-форма гарантии и отдача отложенного капитала,
-основные ключевые факторы успеха, которые обеспечат достижение поставленной цели
Резюме должно быть кратким: 2-4 страницы.