Цели, функции и задачи коммерческой службы коммерческого предприятия. Управление коммерческой деятельностью предприятий как системой.

Любая деятельность имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей. Цели коммерческой деятельности вытекают из самой ее сущности как деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами по производству или приобретению и продаже товаров либо оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных контрагентов. Коммерческая деятельность оперирует теми же элементами рынка, что и маркетинг.

Главная цель коммерческой службы – формирование системы оперативно-организационных мероприятий, направленных на организацию и управление процессами купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли.

Операции, совершаемые в коммерческой деятельности, подразделяют на два вида: технологические и коммерческие.

Технологические операции – это процессы, связанные с непосредственным движением грузов, их хранением, разгрузкой, транспортированием, фасовкой, подсортировкой, упаковкой. Они связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения.

Коммерческие операции – это процессы, связанные со сменой форм собственности, т. е. куплей-продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с куплей-продажей, но обеспечивающие их осуществление и нормальное функционирование торгового механизма. Коммерческие операции фактически являются основными функциями коммерческой деятельности:

– изучение и прогнозирование покупательского спроса, изучение и выявление потребностей в товарах и услугах;

– формирование ассортимента товаров, разработка ассортиментного перечня и ассортиментного минимума;

– управление ассортиментом, определение уровня товарных запасов и их нормализация;

– выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

– экономическое обоснование выбора поставщиков товаров, сырья, материалов;

– организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками;

– ведение договорной работы, включающей разработку проектов договоров, согласование их условий (преддоговорная работа), подписание договоров, контроль их исполнения;

– выбор форм и методов продажи товаров;

– рекламно-информационная работа;

– организация сервисного обслуживания;

– оценка эффективности и результативности коммерческой деятельности.

Поскольку коммерческая деятельность является совокупностью операций по осуществлению товарообменных процессов, ее содержание можно определить из описания этих операций. Операции, выполняемые в любом бизнес-процессе, входящем в цепочку создания ценности, можно разбить не несколько блоков в соответствии с этапами их проведения.

1 этап – Изучение и прогнозирование покупательского спроса, изучение и выявление потребностей в товарах и услугах

2 этап – Формирование ассортимента товаров и управлением им

3 этап – Установление хозяйственных связей с поставщиками

4 этап – Осуществление товарообменных операций

Оптовая продажа Розничная продажа

5 этап – Оценка эффективности и результативности

Коммерческая деятельность должна сопровождаться действиями и решениями, которые базируются на реально сложившихся рыночных условиях. С учетом экономических факторов и целевой предназначенности предприятия перед коммерческой деятельностью ставятся следующие задачи:

– формирование коммерческой политики – это определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности, способов их решения. Без четко сформулированных задач невозможно успешное функционирование предприятия.

К числу основных задач коммерческой политики относятся:

-усиление влияния на рынке, выявление и заполнение новых рыночных ниш, расширение ассортиментной номенклатуры, повышение конкурентоспособности и уровня обслуживания;

– комплексный подход к коммерческой работе – формирование коммерческих звеньев организации, которые должны работать как единый и слаженный механизм, осуществляя тесную связь с поставщиками, учет структуры рыночного спроса, управление продвижением товара к покупателю;

– управление куплей-продажей товаров и услуг на коммерческой основе – проведение коммерческих сделок, коммерческих операций, товарно-денежного обмена;

– развитие рынков товаров – постоянное изучение состояния рынка, определение мотивации покупателей на необходимые товары, платежеспособный спрос, предпосылки его роста, что позволяет выявить потенциальные возможности расширения (развития) рынка;

– адаптация коммерческой деятельности к изменениям окружающей среды;

– обеспечение учета издержек, связанных с деятельностью, – одна из основных задач организации коммерческой работы, позволяющей сократить затраты на операции по доведению товаров до потребителей.

Коммерческая деятельность осуществляется на всем продвижении товара на рынок. Формы и методы ее осуществления различны в разных экономических условиях. В рыночных условиях исключительное значение приобретает комплексное изучение рынка, требований потребителей к товарам и методам их продажи, а также к сервисному обслуживанию.

Коммерческая деятельность предприятий не протекает сама по себе, ей необходимо управлять.

Система управления – совокупность всех элементов, коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих осуществление коммерческой деятельности.

Для системы управления коммерческой деятельностью необходимо:

– разработать цели осуществления коммерческой деятельности;

– распределить функции производства и управления коммерческой деятельностью;

– распределить задания между работниками;

– установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;

– приобрести или модернизировать технологию производства продукции, торгово-технологического процесса;

– наладить систему стимулирования, снабжение и сбыта;

– организовать производство продукции и торгово-технологический процесс.

Структура управления состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления.

Цели, функции и задачи коммерческой службы коммерческого предприятия. Управление коммерческой деятельностью предприятий как системой. - student2.ru

Процесс управлениякоммерческой деятельностью – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Организация управления коммерческой деятельностью включает следующие основные элементы:

– установление целей коммерческой деятельности;

– разработку задач;

– определение функций (работ) в отдельных звеньях соответственно задачам;

–построение организационной структуры, обеспечивающей способность адаптироваться к изменениям условий производства и коммерции;

– распределение ответственности за коммерческую деятельность;

– создание системы передачи информации, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации.

Цели коммерческой деятельности организации (предприятия) разделяют на группы конкретных задач, которые объединяют по сфере деятельности:

– закупка товаров (ресурсов);

– организация их хранения;

– организация сбыта (продажи) и т. д.

В основу построения организационных структур коммерческой службы и управления коммерческой деятельностью положены следующие принципы:

1. Наличие четко сформулированной цели коммерческой деятельности предприятия.

2. Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями предприятия.

3. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами).

4. Обеспечение иерархичности структуры управления и единого подчинения. Четкое разграничение функций между отдельными звеньями в управлении.

5. Обеспечение комплексного подхода в управлении.

6. Обеспечение малозвенности в структуре управления.

7. Обеспечение адаптивности структуры управления.

8. Обеспечение исполнительной информацией.

9. Гибкость, т. е. приспособляемость ее к изменяющимся рыночным условиям.

Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления всем предприятием. Следовательно, при построении структуры и выборе метода управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие всех составляющих элементов, образующих систему управления.

Методы управления – это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые. Названные методы управления не исключают друг друга и реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования торгового предприятия и рыночной среды.

Наши рекомендации