Анализ безубыточности
Анализ безубыточности позволяет определить объем продаж (в натуральном или денежном выражении), при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков, т. е. становится бесприбыльным, но и безубыточным. Этот объем продаж характеризуется точкой безубыточности, которая показывает при каком объеме продаж (О) выручка от реализации продукции (В) будет равна расходам на производство этой продукции (С). В экономической литературе точку безубыточности иногда называется «порогом рентабельности», «точкой самоокупаемости» и т.д.
Объем продаж в натуральном выражении в точке безубыточности назовем критическим объемом (Окр). Выручка от реализации продукции в точке безубыточности будет рассчитываться как объем продаж умноженный на цену единицы продукции (Вкр = Окр х Цед), а расходы (себестоимость) при критическом объеме продаж - как себестоимость единицы продукции умноженной на критический объем продаж (С = Сед х Окр).
При этом себестоимость объема продукции в точке безубыточности рассчитывается как постоянные расходы (Рпост, не зависящие от объема продаж) и переменные (Рпер), величина которых будет равна переменным расходам на единицу продукции, умноженной на критический объем продаж (Рпер = Рпер ед х Окр). При расчете точки безубыточности предполагается, что объем производства продукции равен объему продаж, т.е. все, что производится - продается.
Тогда себестоимость единицы продукции в точке безубыточности будет равна:
Сед кр = Рпер.ед + Рпост/Vкр
В этом случае равенство выручки и затрат при критическом объеме продаж будет выглядеть следующим образом:
Вкр = Vкр * Р пер.ед +Рпост/Vкр
После небольших преобразований получаем, что для достижения точки безубыточности необходимо выпустить продукцию в следующем количестве (шт.):
Рпост
Окр = ——————— (8.1)
Цед - Рпер ед
Графически точка безубыточности находится на пересечении двух прямых - выручки от реализации продукции и общих расходов на ее производство (суммы постоянных и переменных расходов). График безубыточности наглядно показывает влияние объема продаж на величины переменных и постоянных расходов, а также на выручку от реализации продукции (валовую).
В общем случае, величина переменных расходов с увеличением объема продаж возрастает прямо пропорционально этому увеличению, а постоянные расходы не изменяются. Таким образом, общие расходы с увеличением объема производства возрастают, но только за счет пропорционального увеличения переменных расходов.
В расчете на единицу продукции с увеличением объема продаж переменные расходы остаются без изменений, а постоянные уменьшаются прямо пропорционально увеличению объема продаж. Это обеспечивает общее снижение себестоимости единицы продукции при увеличении объема продаж.
Следовательно, максимизация финансового результата (прибыли) может быть достигнута в результате влияния трех факторов: постоянных расходов, переменных расходов и цены. Уменьшение любого из первых двух факторов и увеличение третьего приводит к сдвигу точки безубыточности в сторону начала координат, что обеспечивает увеличение прибыли (уменьшение убытка) при заданном объеме продаж.