Государственный долг: понятие, виды, методы управления

Государственный долг – это вся сумма накопленных обязательств государства за определенный период или на определенную дату. Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг – это обязательства государства перед резидентами страны.

Внешний государственный долг – это обязательства государства перед нерезидентами страны.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по направлениям:

  1. определение соотношения между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);
  2. определение структуры видов долговой деятельности по срокам и доходности;
  3. разработка механизма построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;
  4. установление порядка выпуска и обращения государственных займов;
  5. определение порядка предоставления и возврата государственных кредитов, предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.

Задачи управления государственным долгом:

  1. удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программы социально-экономического развития;
  2. сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  3. обеспечение стабильности и предсказуемости рынка государственных заимствований;
  4. обеспечение целевого использования государственных заимствований;
  5. диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода с целью удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  6. учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг;
  7. повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженной в государственных ценных бумагах;

8. оптимизация стоимости заимствований и платежного графика с целью снижения кредитных рисков и обеспечения возможности гарантированного выполнения Минфином РФ обязательств по погашению и обслуживанию ГД РФ независимо от состояния бюджета;

  1. обеспечение отлаженности механизма взаимодействия всех уровней власти на долговом рынке страны;
  2. дальнейшее сокращение внешнего долга, в том числе путем его досрочного погашения;

Управление государственным долгом подразделяется на стратегическое и оперативное. Стратегическое управление ГД включает:

· решение перспективных вопросов развития рынка государственного долга при подготовке проектов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. Так, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное собрание, Президент РФ, исполнительные органы власти устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов, предельные размеры государственных внутренних и внешних заимствований и гарантий, принимают специальные программы по ГД.

Оперативное управление ГД осуществляется Правительством РФ в лице Минфина РФ и ЦБ РФ путем следующих действий:

· определение генеральных условий выпуска отдельных займов;

· определение порядка эмиссии и обращения долговых обязательств, времени выпуска очередного займа и условий его функционирования;

· организация первичного размещения государственных ценных бумах с и их последующего обращения на вторичном рынке;

· погашение долговых обязательств;

· предоставление государственных кредитов и гарантий;

· осуществление контроля за участниками долгового рынка.

Обслуживание внутреннего ГД осуществляет Центральный банк РФ, внешнего – Внешэкономбанк. Их деятельность на долговом рынке строится на основе специальных соглашений с Минфином РФ.

Этапы управления ГД:

1. Обоснование предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, государственных заимствований и гарантий, специальных долговых программ;

2. Разработка программы эмиссии государственных ценных бумаг и определение параметров предстоящих заимствований – сроков обращения, уровня вероятной доходности, порядка выплаты доходов, порядка размещения и др.;

3. Размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке;

4. Антикризисное управление – проведение мероприятий по управлению проблемными долгами и разрешению кризисных долговых ситуаций;

5. Исполнение графиков платежей по обслуживанию и погашению ГД.

Методы управления ГД:

1. Административные методы ‑ одностороннее принятие эмитентом управленческого решения по долгу без получения предварительного согласия кредиторов. К административным методам относятся:

а) конверсия – преобразование внешней задолженности в другие виды обязательств, менее обременительные для экономики страны. В счет долга страна-должник предлагает кредитору:

· погашение внешней задолженности товарными поставками;

· выкуп долгов правительством на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции;

· обмен долга на обязательства третьих стран;

· обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий;

· приобретение в счет долга недвижимости, средств производства.

Два последних метода имеют негативное значение для экономики страны, поскольку доля иностранного капитала в национальной экономике увеличивается, а реального поступления денежных средств не происходит.

б) консолидация – объединение кратко- и среднесрочной задолженностей и преобразование их в долгосрочную задолженность. По вновь полученной задолженности осуществляется только периодическая выплата процентов, погашение основной суммы долга отодвигается на длительный срок;

в) унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе;

г) отсрочка погашения долга;

д) списание долга – сокращение суммы основного долга;

е) аннулирование долга;

ж) рефинансирование долга – выпуск новых займов с целью погашения уже имеющихся займов.

2. Рыночные методы – применяются посредством осуществления переговорного процесса между должником и кредитором с целью принятия совместного управленческого решения по долгу. К рыночным методам относятся:

а) реструктуризация – основанный на соглашении пересмотр сроков и порядка погашения долга;

б) новация – частный случай реструктуризации, заключающийся в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения. Новация долга проводилась в РФ по обязательствам государства в форме ГКО-ОФЗ, выплаты по которым были прекращены в августе 1998 г. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.1998 г. «О новации по государственным ценным бумагам» замороженные долговые обязательства государства обменивались на новые обязательства в пропорции: на 70% суммы новых обязательств выдавались облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и размером купонного дохода от 10 до 30% годовых, на 20% ‑ облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом, на 10% ‑ денежные средства. Более привлекательные условия новации были предложены организациям, которым федеральными органами власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги. Они имели право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с уменьшением доли ОФЗ-ФД до 50%. Физические лица-резиденты, ФОМС и некоммерческие организации имели право получить всю сумму погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежавших им облигаций;

в) секъюритизация (метод кредитора) – замена части долговых денежных обязательств ценными бумагами.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.03.2011 3083,21 471,462
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) 39 770,8 28 769,4
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 754,7 545,9
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 719,3 1 243,7
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 116,0 807,3
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 56,2 40,7
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 072,3 2 222,4
Задолженность по внешним облигационным займам 30 456,5 22 031,6
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 446,8
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 531,8
внешний облигационный заем с погашением 2018 году 3 466,4 2 507,5
внешний облигационный заем с погашением 2028 году 2 499,9 1 808,4
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 18 990,2 13 737,1
     
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9 1 283,9
в том числе:    
ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 265,9
     
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 820,9 593,8
     
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
     
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
     
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов
       

Тема 11. Местные финансы

Экономическая сущность местных финансов. Принципы функционирования местных финансов: самостоятельности, финансовой государственной поддержки, единства. Источники формирование доходной базы местных бюджетных и внебюджетных фондов. Собственные и регулирующие доходы местных бюджетов. Расходные полномочия муниципальных органов власти. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации как механизм межбюджетного перераспределения ресурсов. Формирование финансовых ресурсов в свободных экономических зонах, ЗАТО.

Экономическое содержание местных финансов

Местные финансы ‑ совокупность экономических отношений, возникающих между муниципальными органами власти и экономическими субъектами в процессе формирования и использования средств местного бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, муниципальных предприятий.

Законодательное регулирование местных финансов осуществляется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

В Приморском крае финансовые основы местного самоуправления определены Законом Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" от 09.02.1996 г. № 28-КЗ (см. Приложение 2).

Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» определены принципы функционирования местных финансов: самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Права собственника в отношении средств местного бюджета осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или, непосредственно, населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией РФ и бюджетной классификацией субъекта РФ. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.

Наши рекомендации