Государственный долг: понятие, виды, методы управления
Государственный долг – это вся сумма накопленных обязательств государства за определенный период или на определенную дату. Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг – это обязательства государства перед резидентами страны.
Внешний государственный долг – это обязательства государства перед нерезидентами страны.
Управление государственным долгом – совокупность действий государства по направлениям:
- определение соотношения между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);
- определение структуры видов долговой деятельности по срокам и доходности;
- разработка механизма построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;
- установление порядка выпуска и обращения государственных займов;
- определение порядка предоставления и возврата государственных кредитов, предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.
Задачи управления государственным долгом:
- удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программы социально-экономического развития;
- сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
- обеспечение стабильности и предсказуемости рынка государственных заимствований;
- обеспечение целевого использования государственных заимствований;
- диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода с целью удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
- учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг;
- повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженной в государственных ценных бумагах;
8. оптимизация стоимости заимствований и платежного графика с целью снижения кредитных рисков и обеспечения возможности гарантированного выполнения Минфином РФ обязательств по погашению и обслуживанию ГД РФ независимо от состояния бюджета;
- обеспечение отлаженности механизма взаимодействия всех уровней власти на долговом рынке страны;
- дальнейшее сокращение внешнего долга, в том числе путем его досрочного погашения;
Управление государственным долгом подразделяется на стратегическое и оперативное. Стратегическое управление ГД включает:
· решение перспективных вопросов развития рынка государственного долга при подготовке проектов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. Так, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное собрание, Президент РФ, исполнительные органы власти устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов, предельные размеры государственных внутренних и внешних заимствований и гарантий, принимают специальные программы по ГД.
Оперативное управление ГД осуществляется Правительством РФ в лице Минфина РФ и ЦБ РФ путем следующих действий:
· определение генеральных условий выпуска отдельных займов;
· определение порядка эмиссии и обращения долговых обязательств, времени выпуска очередного займа и условий его функционирования;
· организация первичного размещения государственных ценных бумах с и их последующего обращения на вторичном рынке;
· погашение долговых обязательств;
· предоставление государственных кредитов и гарантий;
· осуществление контроля за участниками долгового рынка.
Обслуживание внутреннего ГД осуществляет Центральный банк РФ, внешнего – Внешэкономбанк. Их деятельность на долговом рынке строится на основе специальных соглашений с Минфином РФ.
Этапы управления ГД:
1. Обоснование предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, государственных заимствований и гарантий, специальных долговых программ;
2. Разработка программы эмиссии государственных ценных бумаг и определение параметров предстоящих заимствований – сроков обращения, уровня вероятной доходности, порядка выплаты доходов, порядка размещения и др.;
3. Размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке;
4. Антикризисное управление – проведение мероприятий по управлению проблемными долгами и разрешению кризисных долговых ситуаций;
5. Исполнение графиков платежей по обслуживанию и погашению ГД.
Методы управления ГД:
1. Административные методы ‑ одностороннее принятие эмитентом управленческого решения по долгу без получения предварительного согласия кредиторов. К административным методам относятся:
а) конверсия – преобразование внешней задолженности в другие виды обязательств, менее обременительные для экономики страны. В счет долга страна-должник предлагает кредитору:
· погашение внешней задолженности товарными поставками;
· выкуп долгов правительством на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции;
· обмен долга на обязательства третьих стран;
· обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий;
· приобретение в счет долга недвижимости, средств производства.
Два последних метода имеют негативное значение для экономики страны, поскольку доля иностранного капитала в национальной экономике увеличивается, а реального поступления денежных средств не происходит.
б) консолидация – объединение кратко- и среднесрочной задолженностей и преобразование их в долгосрочную задолженность. По вновь полученной задолженности осуществляется только периодическая выплата процентов, погашение основной суммы долга отодвигается на длительный срок;
в) унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе;
г) отсрочка погашения долга;
д) списание долга – сокращение суммы основного долга;
е) аннулирование долга;
ж) рефинансирование долга – выпуск новых займов с целью погашения уже имеющихся займов.
2. Рыночные методы – применяются посредством осуществления переговорного процесса между должником и кредитором с целью принятия совместного управленческого решения по долгу. К рыночным методам относятся:
а) реструктуризация – основанный на соглашении пересмотр сроков и порядка погашения долга;
б) новация – частный случай реструктуризации, заключающийся в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения. Новация долга проводилась в РФ по обязательствам государства в форме ГКО-ОФЗ, выплаты по которым были прекращены в августе 1998 г. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.1998 г. «О новации по государственным ценным бумагам» замороженные долговые обязательства государства обменивались на новые обязательства в пропорции: на 70% суммы новых обязательств выдавались облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и размером купонного дохода от 10 до 30% годовых, на 20% ‑ облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом, на 10% ‑ денежные средства. Более привлекательные условия новации были предложены организациям, которым федеральными органами власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги. Они имели право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с уменьшением доли ОФЗ-ФД до 50%. Физические лица-резиденты, ФОМС и некоммерческие организации имели право получить всю сумму погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежавших им облигаций;
в) секъюритизация (метод кредитора) – замена части долговых денежных обязательств ценными бумагами.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||
По состоянию на | Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего | в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 | 3,57 | 0,08 |
01.01.1994 | 15,64 | 0,33 |
01.01.1995 | 88,06 | 2,14 |
01.01.1996 | 187,74 | 7,46 |
01.01.1997 | 364,46 | 17,24 |
01.01.1998 | 490,92 | 3,47 |
01.01.1999 | 529,94 | 0,88 |
01.01.2000 | 578,23 | 0,82 |
01.01.2001 | 557,42 | 1,02 |
01.01.2002 | 533,51 | 0,02 |
01.01.2003 | 679,91 | 8,62 |
01.01.2004 | 682,02 | 5,58 |
01.01.2005 | 778,47 | 12,93 |
01.01.2006 | 875,43 | 18,86 |
01.01.2007 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.2008 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 |
01.03.2011 | 3083,21 | 471,462 |
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года | |||
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 39 770,8 | 28 769,4 | |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 754,7 | 545,9 | |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 719,3 | 1 243,7 | |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 116,0 | 807,3 | |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,2 | 40,7 | |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 072,3 | 2 222,4 | |
Задолженность по внешним облигационным займам | 30 456,5 | 22 031,6 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 446,8 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 531,8 | |
внешний облигационный заем с погашением 2018 году | 3 466,4 | 2 507,5 | |
внешний облигационный заем с погашением 2028 году | 2 499,9 | 1 808,4 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 18 990,2 | 13 737,1 | |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 774,9 | 1 283,9 | |
в том числе: | |||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 265,9 | |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 820,9 | 593,8 | |
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте | |||
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой | |||
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов | |||
Тема 11. Местные финансы
Экономическая сущность местных финансов. Принципы функционирования местных финансов: самостоятельности, финансовой государственной поддержки, единства. Источники формирование доходной базы местных бюджетных и внебюджетных фондов. Собственные и регулирующие доходы местных бюджетов. Расходные полномочия муниципальных органов власти. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации как механизм межбюджетного перераспределения ресурсов. Формирование финансовых ресурсов в свободных экономических зонах, ЗАТО.
Экономическое содержание местных финансов
Местные финансы ‑ совокупность экономических отношений, возникающих между муниципальными органами власти и экономическими субъектами в процессе формирования и использования средств местного бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, муниципальных предприятий.
Законодательное регулирование местных финансов осуществляется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.
В Приморском крае финансовые основы местного самоуправления определены Законом Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" от 09.02.1996 г. № 28-КЗ (см. Приложение 2).
Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» определены принципы функционирования местных финансов: самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Права собственника в отношении средств местного бюджета осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или, непосредственно, населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией РФ и бюджетной классификацией субъекта РФ. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.