Вопрос 3. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе РФ
Пенсионное обеспечение в РФ - обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.[8]
По мере эволюции системы пенсионного обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Пенсионное обеспечения разделилось между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена негосударственным пенсионным фондам.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Работа НПФ очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ. НПФ также как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Именно за счет их услуг планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения РФ.
Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в РФ в настоящее время, представлена 158 фондами, имеющими лицензию на 2012 годИнспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.
Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.[14]
Цели деятельности НПФ делятся на 3 группы:
1) Социальные цели:
- проведение государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения;
- формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан;
- постепенное увеличение роли дополнительных механизмов пенсионного обеспечения граждан, в частности негосударственных пенсионных фондов;
- внедрение новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения различных социальных групп населения;
- вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятий всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы.
2) Финансовая цели:
- создание устойчивого источника финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочные финансовые проекты.
3) Инвестиционные цели:
- координация региональных инвестиционных потоков;
- создание системы негосударственного пенсионного обеспечения позволит хотя бы частично решить стратегическую проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора в экономике.
НПФ, выполняют следующие функции:
1)заключают пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;
2) аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведут пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
3) ведут пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1. 04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
4) ведут пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;
5) информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов.
По заключаемым пенсионным договорам вкладчики обязаны уплачивать взносы в размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором. НПФ обязуется помимо прочего выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы, а перед страхованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается уполномоченным федеральным органом.[16]
Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». НПФ осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.
Размещение средств пенсионных резервов производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.
Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
По состоянию на 2013 год осуществляют деятельность 158 негосударственных пенсионных фондов, зарегистрированных в 45 субъектах Российской Федерации (таблица 1). Их суммарное собственное имущество составляет около 602,4 млрд. руб. При этом средства пенсионных резервов фондов (по негосударственному пенсионному обеспечению) превышают 506,7 млрд. руб., средства пенсионных накоплений (по обязательному пенсионному страхованию), переданные в негосударственные пенсионные фонды, составляют более 19,9 млрд. руб. Численность участников негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению превысила 7,0 млн. человек, из них около 1 млн. человек уже получают негосударственные пенсии. Число граждан застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, доверивших свои пенсионные накопления Негосударственным пенсионным фондам, приближается к 1,9 млн. человек. [17]
Таблица 1 - Динамика численность НПФ в РФ за 2006 - 2013 гг.
Наименование показателя | Годы | Изм. за период | |||||||
Число НПФ, имеющих лицензию | -131 | ||||||||
Число НПФ, заявивших о желании осуществлять деятельность по ОПС |
Эти цифры наглядно показывают, что деятельность негосударственных пенсионных фондов, даже в, так сказать, изначальной и основной сфере негосударственном пенсионном обеспечении, пока еще не вышла на приемлемый уровень. Хотя абсолютные показатели, характеризующие работу фондов на этом направлении, достигли значительных величин, относительные показатели демонстрируют недостаточность предложения услуг негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению. Ими охвачены пока только около 7,5% экономически активного населения страны.
Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:
1.Ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
2.Предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 г.
Вследствие этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.
Недостаточное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяется отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении на старость. Хотя пенсионные договоры, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или в пользу ближайших родственников, и нельзя уже назвать редкостью в масштабах страны количество таких договоров крайне незначительно. Существенно более широкое распространение получили заключаемые в пользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являются юридические лица.
Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения.
Из-за высокой социальной значимости негосударственные пенсионные фонды оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль негосударственных пенсионных фондов в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность негосударственных пенсионных фондов строго контролируется государством. Контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов законодательно возложен на Центральный банк РФ.
К государственным мерам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов относят:
1) лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов. Для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию; зарегистрировать страховые правила; подать заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Для получения лицензии величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее пятидесяти миллионов рублей, с 1.07. 2009 г. не менее 30 миллионов рублей.
2) установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. В целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности негосударственных пенсионных фондов, подлежат обязательному инвестированию;
3) установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования. НПФ должны четко представлять, какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года.
Ежегодно по итогам финансового года негосударственные пенсионные фонды обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку, которой подвергается ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов и т.д. Аудиторское заключение предоставляется негосударственными пенсионными фондами в Федеральную налоговую службу и службу банка России по финансовым рынкам.
Оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками. Любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны.
Служба банка России по финансовым рынкам, а так же и Пенсионый фонд России проводятся плановые проверки (не чаще одного раза в два года), а также внеплановые проверки фондов, в случае, когда необходимо подтверждение устранения фондом нарушений законных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки. При этом фонд обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.
Лицензирующий орган вправе проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Проверки могут проводиться по месту нахождения лицензиата или по месту осуществления деятельности лицензиата (выездная проверка), а также по месту нахождения лицензирующего органа.
Проверка деятельности лицензиата осуществляется лицензирующим органом на основании решения, подписанного руководителем лицензирующего органа (или лицом, его замещающим), в котором указываются цель проведения проверки, период времени, за который осуществляется проверка деятельности лицензиата, а также срок ее проведения, который не должен превышать 60 дней. По результатам проверки составляется акт (не позднее 10 дней после ее проведения), который подписывается инспекторами и вручается (направляется) лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или уполномоченному им лицу под расписку.
Пенсионные накопления - это средства, которые сформировались на индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования в Пенсионном фонде Российской Федерации или в негосударственном пенсионном фонде.
Эти средства могли накопиться за счет сумм, которые:
перечислял работодатель в обязательном порядке на накопительную часть трудовой пенсии работника;
·уплатил сам гражданин или его работодатель, а также государство, участвуя в программе государственного софинансирования пенсий;
·направил гражданин из средств материнского (семейного) капитала;
·были получены в виде дохода от инвестирования накопленных средств в системе обязательного государственного или негосударственного страхования;
·перечислили матери из средств материнского (семейного) капитала.
Между фондом и застрахованным лицом заключается договор об обязательном пенсионном страховании. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия, порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
Работодатель перечисляет взносы на накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд.
Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Фонд ведет учет пенсионных накоплений на пенсионном счете отдельно от других операций. Идентификация застрахованного лица осуществляется по страховому номеру, который присваивается индивидуальному лицевому счету застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ и одновременно является составной частью номера пенсионного счета.
Фонд передает пенсионные накопления застрахованного лица с целью инвестирования в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям), с которой фондом заключен договор (договоры) доверительного управления пенсионными накоплениями и которая соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию застрахованных лиц.
Часть дохода направляется на вознаграждение управляющего на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда. При выходе застрахованного лица на пенсию негосударственный пенсионный фонд, исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.
Механизм работы Негосударственных пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду необходимо заключить с ним Пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем.
Следует отметить, что вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в негосударственный пенсионный фонд.
Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.